Кроме того, министр заявил, что Android становится слишком закрытой системой и что американская компания «держит за горло всех производителей устройств на Android и не дает сделать ни шагу в сторону».
Данные заявления произошли во время обсуждения публикации Никифоровым фотографии смартфона Samsung Z1, который работает на операционной системе Tizen. Фотографию он подписал следующей фразой: «Навстречу демонополизации мировой ИТ-экосистемы — держу в руках телефон с новой открытой операционной системой».
Николай Никифоров и ранее негативно относился к закрытым ОС. В частности, он предлагал Apple предоставить российским властям на проверку исходный код iOS на предмет наличия в нем скрытых возможностей и заплаток.
Впрочем, несколько непонятно, по какой причине в этот раз министр назвал Android системой, которая становится все более и более закрытой: исходный код ОС открыт и воспользоваться им может любой желающий для любого продукта. Google закрыла лишь системное приложение Google Play и клиенты для своих сервисов, однако многие китайские производители уже давно успешно используют Android без Google, предустанавливая в них свои сервисы и клиенты альтернативных магазинов приложений.
Так работает и популярнейшая CyanogenMod — система, которая выступает на данный момент главной альтернативой Google Android. Вместе с тем ее можно назвать «двоюродной сестрой» системы от поискового гиганта: Cyanogen создает свою ОС именно на основе открытого кода Android. И одним из ключевых инвесторов разработчиков этой версии является Microsoft, инвестировавшая $70 млн в ее разработку. Всего же Cyanogen используют около 50 млн пользователей, во многом за счет независимых разработчиков, адаптирующих систему к огромному количеству устройств. И как минимум из-за того, что Cyanogen предоставляет такую возможность, называть Android закрытой несколько ошибочно.
Tizen, смартфон на которой «прорекламировал» Николай Никифоров, — это операционная система, которую разрабатывает консорциум компаний, главной движущей силой которого являются Samsung и Intel.
Несмотря на то что это open-source-проект, де-факто им практически полностью занимается корейский гигант.
И все устройства, которые уже работают на этой системе, — это Samsung. Смартфоны Z1 же, по последним данным, продаваться в России массово не будут — это будет продукт для корпоративного сегмента.
В свое время, чтобы принять участие в создании Tizen, Intel вышла из другого Linux-проекта под названием Meego, который ранее назывался Maemo и был разработкой Nokia. Система без поддержки Intel перестала развиваться, тем более что параллельно с этим Nokia стала «придворным» производителем смартфонов на Windows Phone. В итоге Linux-платформу компании удалось спасти компании инженеров, которые покинули Nokia и основали собственный стартап под названием Jolla («Шлюпка»), а саму систему переименовали в Sailfish OS.
Sailfish — вторая система, которую в своих заявлениях указал Никифоров. Однако портирование приложений ей не требуется: она без проблем работает с программами, созданными для Android, а в качестве магазина приложений выступает небезызвестный Yandex.Store. Но крупные компании за ним, как за Tizen, не стоят — это чистой воды стартап, который собирает деньги на запуск устройств на Kickstarter.
В итоге политика поддержки разработчиков приложений для систем, альтернативных iOS и Android, действительно может быть полезна, несмотря на некоторую нелогичность обвинений министра в сторону системы от Google. Ведь чем больше приложений есть для системы, тем привлекательнее она будет выглядеть в глазах потенциальных покупателей и тем лучше будут идти дела у ее создателей.
Например, такая поддержка явно не помешает Canonical, которая только что анонсировала первый смартфон на мобильной версии Ubuntu. И хотя характеристики у него далеко не флагманские, они все равно несколько лучше, чем у Jolla или Samsung Z1.
Примечателен тот факт, что в качестве основного мессенджера в «убунтуфоне» используется Telegram — приложение, созданное братьями Дуровыми.
При этом в магазине приложений beta-версия Telegram уже доступна для скачивания (систему можно установить на Android-устройства линейки Nexus).
Еще одна маленькая, но очень гордая система — это Firefox OS от создателей одноименного браузера. Уникальность системы в том, что приложения должны быть основаны на веб-технологиях, а именно быть написаны с применением HTML, CSS и JavaScript.
По сути, программы для этой системы с технической точки зрения можно сравнить со сложными сайтами.
Firefox OS имеет одно большое преимущество: это уже не новая система, и продукты на ней существуют с 2013 года. У создателей системы было достаточно времени, чтобы начать избавляться от ключевых недостатков и «детских болезней». Если сравнить нынешнюю версию 2.1 с самым первым релизом, то с пользовательской точки зрения это две совершенно разные системы.
Остается надеяться, что слова министра о поддержке разработчиков приложений не останутся лишь сообщением в Twitter и в скором времени мы сможем увидеть рост числа приложений у альтернативных iOS- и Android-систем.
Эрик Хачатрян