Директор департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Минкомсвязи России Олег Чутов рассказал, что мировая структура сети Интернет действует на основании международных соглашений между владельцами крупных компьютерных сетей, объединенных в общую глобальную сеть. Центральным органом управления адресации в Сети является некоммерческая организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), зарегистрированная и находящаяся на территории США. Функции органа управления ICANN исполняет правление, которое подотчетно конференции представителей основных заинтересованных сторон: государств мира, интернет-сообщества, бизнеса, науки, – которые заслушивают отчет правления и избирают его членов. С момента своего основания в 1998 году ICANN действовал под контролем Министерства торговли США на основании соглашения о совместной реализации проекта. Изначально планировалось, что в 2000 году этот контроль будет упразднен, но при наступлении этого срока он был продлен до 30 сентября 2006 года, а впоследствии и до 30 сентября этого года. В соответствии со вторым разделом соглашения в задачи ICANN входит поддержание надежности и стабильности работы Сети, а также координация технических функций, относящихся к управлению DNS (Domain Name System – доменная система наименования).
До сентября этого года Россия не была представлена в ICANN, и только в настоящее время представитель российской интернет-общественности вошел в соответствующий руководящий орган корпорации (им стал директор АНО «Координационный центр Национального домена сети Интернет» Андрей Колесников). Кроме того, В структуре ICANN существует ряд консультативных комитетов, в числе которых следует отметить GAC (Governmental Advisory Committee) – правительственный консультативный комитет, основной функцией которого является выработка рекомендаций по реализации политики в сфере управления и использования в сети Интернет. В работе этого органа представители России участия до сих пор не принимали. Помимо GAC существует также и IGF (Internet Governance Forum) – форум по управлению Интернетом, еще одна независимая от ICANN структура, целями работы которой являются консультации по выработке и реализации политики в сфере управления и использования Интернета на международном уровне. Следует отметить, что российские представители регулярно принимают участие в работе IGF, но лишь на добровольной основе. Еще одной важной структурой в управлении Сетью является IETF (Internet Engineering Task Force) – специальная комиссия по разработке стандартов, которая в качестве разработчика базовых стандартов Интернета является полностью автономной, технически ориентированной организацией и выступает в качестве глобально монопольного поставщика стандартов для работы глобальной сети Интернет. На данный момент Россия в этой организации также не представлена.
Директор по региональной инфраструктуре «Яндекс» Алексей Соколов пояснил, почему России нужно вступать именно в GAC, а не в какой бы то ни было другой орган ICANN. «Систему управления предлагается преобразовать таким образом, чтобы одна из ключевых ролей принадлежала именно GAC, – рассказывает г-н Соколов. – Дело в том, что Интернет играет ключевую роль в жизни современного государства, и все три вопроса, лежащие в основе государственного регулирования, а именно распределение ресурсов, обеспечение стабильности и безопасности, использование административных методов, – невозможны без использования сети Интернет. Потому я поддерживаю мнение об увеличении роли государств в управлении Интернет, и поэтому именно перенос центра тяжести при принятии решений по управлению Сетью в GAC (Governmental Advisory Committee) – правительственный консультативный комитет – нам кажется совершенно правильным. Естественно, в этой связи остается добавить следующее: при всей логичности всего сказанного Россия пока в GAC не входит, поэтому хочу предложить Минкомсвязи РФ рассмотреть вопрос о целесообразности нашего вхождения в GAC».
Между тем, по мнению Олега Чутова, сложившаяся к настоящему времени структура управления и использования сети Интернет в части национальных доменов отражает неоднозначность статуса ее ключевого органа и имеет следующие особенности: преимущественное влияние правительства США в сравнении с правительствами других государств на ключевые аспекты деятельности ICANN. Кроме того, это отсутствие прозрачной системы управления и процессов принятия решений, в том числе формализованных процедур признания администраторов национальных доменов, а также отсутствие реального контроля и подотчетности контроля снизу вверх за деятельностью правления ICANN со стороны регистраторов и интернет-сообщества в целом. Кроме того, налицо и наличие конфликта интересов между основными группами внутри корпорации: правительств стран мира, бизнеса, интернет-сообщества и науки.
Существуют четыре общепризнанных подхода к реформированию ICANN. Американский вариант подразумевает незыблемость соглашения между корпорацией и правительством США. Европейский подход требует создание международного трибунала по разрешению споров и создание нового многостороннего органа G12, который позволит представителям других ведущих стран определять политику развития Интернета. Сравнительно немногочисленная группа экспертов склоняется к тому, что подлинная реформа корпорации возможна лишь при передаче управления ею непосредственно пользователям – регистраторам и регистратурам. Последним подходом является предложение отдельных стран о создании альтернативного Интернета с использованием собственных корневых серверов или серверов стран-партнеров.
Подходы к реформированию ICANN опираются на несколько направлений интернационализации системы управления Интернет: сохранение за ICANN функций основного органа по эксплуатации и развитию технической инфраструктуры Сети. Кроме того, это трансформирование корпорации в наднациональный орган, а также замещение соглашения о совместной реализации проекта между Министерством торговли США и ICANN международным многосторонним соглашением об основных принципах и процедурах функционирования системы управления и использования Интернет. Еще одним направлением является ограничение вмешательства национальных правительств в деятельность ICANN и придание им соответствующего статуса равноправных партнеров, а также построение отношений между национальными регистраторами доменов государств мира и корпорацией на основе двусторонних контрактов.
Позиция России на реформирование ICANN была сформулирована Президентом РФ Д. А. Медведевым, который заявил, что Интернет не может быть средой, где доминируют правила, установленные одной, пусть даже и самой высокоразвитой страной. Поэтому для управления Сетью должны существовать международные, совместно выработанные нормы. Поэтому одним из ключевых принципов реформирования ICANN по представлению Минкомсвязи РФ должен стать учет национальных интересов и признание доминирующей роли национальных правительств в управлении и использовании доменов второго уровня и наделение каждого государства правом создавать корневые домены на национальных языках.
По словам директора АНО «Координационный центр Национального домена сети Интернет» Андрея Колесникова, а с недавнего времени и представителя России при ICANN, вопрос интернационализации системы управления Интернет – это не дань модной теме, а веление времени: «Для российского интернет-сообщества этот злободневный вопрос является еще и выбором вектора дальнейшего развития глобальной Сети и ее российского сегмента».
Как известно, в ближайшее время Россия ожидает официального одобрения правлением ICANN проекта Координационного центра национального домена по внедрению первого русскоязычного домена РФ. Сегодня такого рода проекты готовятся также в Китае, Японии, Южной Корее, Болгарии, нескольких арабских странах. Появление доменов на национальных языках кардинально изменит картину современного Интернета и расстановку сил в системе управления им, поскольку будет означать предоставление национальным администрациям связи и регистратурам своего рода «национально-языковой автономии». Важно и то, что появление таких национальных доменов – лишь первая ласточка, за которой следует ожидать и развитие доменов нового поколения, включая региональные (муниципальные) и квазинациональные домены, а также новые корневые домены общего пользования.
«При этом очевидно, что эти процессы породят новые вызовы для системы управления, в частности, необходимость поддержания глобальной связности и безопасности Сети, вопросов сохранения интересов владельцев товарных знаков, а также дальнейшего развития системы адресации в ней, – рассказывает г-н Колесников. – Поэтому единственная реальная возможность для структур управления Интернет, и в особенности ICANN, своевременно реагировать на появление новых вызовов заключается в проблеме оптимизации системы сдержек и противовесов. В этой связи особого внимания заслуживает предложение Минкомсвязи о повышении роли ключевых заинтересованных сторон в процессе управления Интернет и, в частности, интернет-сообщества. Дело в том, что придание GAC новых полномочий и, в частности, права вето может серьезно изменить баланс сил в пользу государственного сектора».
В итоге заседания министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев подытожил: «До известной поры дистанция была полезна хотя бы тем, что, не находясь внутри, нам было проще формулировать отношение и иметь достаточно объективный взгляд на все происходящее вокруг ICANN. Мы являемся активными пользователями одной из стран-лидеров по темпам развития и количеству доменов, а с другой стороны Россия не была вовлечена в разного рода организационные споры. Только сейчас постепенно мы начали погружаться внутрь всего происходящего, чтобы иметь возможность влиять изнутри. Предложения принимаются – будем вступать в GAC при ICANN».