Законопроект о введении QR-кодов на транспорте на этой неделе не дойдет до рассмотрения в первом чтении в Госдуме, работа над документом будет продолжена, рассказал РБК источник, близкий к правительству, и подтвердили в Минтрансе и Госдуме.
В Минтрансе заявили РБК, что приняли решение о «целесообразности дальнейшей проработки отдельных положений законопроекта в сфере транспорта, предусматривающего внедрение сертификатов о вакцинации». «Не дожидаясь завершения официальной процедуры подготовки к рассмотрению законопроекта в первом чтении, Минтранс провел работу по его обсуждению с депутатами профильного комитета Госдумы, экспертами, перевозчиками и общественными организациями. По итогам совещаний принято совместное решение о дальнейшей проработке проекта закона», — сообщили в ведомстве.
Рассмотрение обоих законопроектов о QR-кодах — на транспорте и в общественных местах — ранее планировалось на 16 декабря.
На прошлой неделе в ходе встречи с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека президент Владимир Путин потребовал обойтись без «опрометчивых решений», связанных с введением QR-кодов из-за коронавируса, и заявил о «рамочном характере» закона, который «должен быть проработан дополнительно на местах, в регионах».
После этого спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что решения по законопроектам о введении QR-кодов на транспорте и поправках в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» будут приниматься «исходя из ответов на вопросы общества».
По словам близкого к правительству источника РБК, пока «планируется продолжить проработку законопроекта о сертификатах на транспорте, а законопроект о праве вводить сертификаты в общественных местах будет рассмотрен в Госдуме». «Это совместное решение Госдумы и Минтранса с учетом позиции президента и консультаций министра с председателем правительства», — сообщили РБК в пресс-службе Минтранса.
Глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев подтвердил РБК направление законопроекта о QR-кодах на транспорте на доработку. «Мы видим, что над ним [законопроектом] надо работать. Поэтому комитет 13 декабря на Совете Думы предложит этот законопроект перенести и еще раз детально изучить все плюсы и минусы. Он не будет рассмотрен в первом чтении. Но мы не будем [процедурно] возвращать законопроект. Мы продолжим работу над ним совместно с Минтрансом», — заключил он. «Надо просто взвешенно подойти ко всем тонким вопросам, которые необходимо [решить в интересах] пассажиров», — подчеркнул Москвичев.
«После совместных консультаций Госдумы и Минтранса принято решение отложить рассмотрение законопроекта о введении сертификатов на транспорте в первом чтении и продолжить работу над законопроектом в том числе с бизнесом», — говорит источник РБК.
После объявления о возможном внедрении QR-кодов на транспорте РЖД и «Аэрофлот» заявляли о готовности к реализации инициативы. Но Международная ассоциация аэропортов, S7 Airlines и Utair предупреждали о возможном существенном снижении внутреннего пассажиропотока. Минтранс прорабатывал варианты компенсации выпадающих доходов авиакомпаний и аэропортов и направлял предложения в правительство.
На прошлой неделе источники РБК сообщали, что при определении перспектив законопроектов будут учитываться опросы общественного мнения и развитие эпидемиологической ситуации, в частности, уровень коллективного иммунитета и темпы вакцинации.
Согласно последним данным оперштаба по борьбе с коронавирусной инфекцией, уровень коллективного иммунитета в России к 10 декабря достиг 55,7%. Неделю назад показатель составлял 53,7%. Вице-премьер Татьяна Голикова ранее отмечала, что «в идеале» уровень коллективного иммунитета должен быть 95%.
К введению QR- кодов на транспорте нужно относиться аккуратно и осторожно, говорит глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов: «Есть интересы сохранения рабочих мест и сохранения транспортной системы». Для такой большой страны, как Россия, возможность сохранения коммуникаций между регионами, — ключевая вещь, подчеркивает он.
О взвешенности и аккуратности при принятии этого законопроекта говорил и Владимир Путин на встрече с СПЧ, так что решение еще раз перевзвесить все и найти оптимальные формулировки и с точки зрения эпидемиологической, и с точки зрения защиты экономики и обеспечения инфраструктурного единства страны, — абсолютно логичное и правильное, продолжает Кузнецов.
«Не должно быть даже возможности какого-то сбоя, инфраструктура должна работать как часы. Это не тот случай, когда можно улучшать законопроект в процессе применения», — резюмирует эксперт.
Петр Канаев, Наталья Галимова, Артём Кореняко