По данным аналитиков ЗАО "Связной Логистика", в первом полугодии 2015 г. в Москве было продано 1,2 млн смартфонов - на 4% меньше, чем за первые шесть месяцев 2014 г. При этом выручка от реализации "умных" телефонов в столице выросла на 17% - до 16,5 млрд руб. "По итогам первых шести месяцев 2015 г. столица принесла российским ритейлерам 20% всей прибыли от продаж смартфонов - это на четверть больше, чем годом ранее", - отметила PR-директор "Связного" Мария Заикина.
Продажи смартфонов в Петербурге в штуках уменьшились на 13% и на 4% - в рублях, до 4,7 млрд руб. Как отмечают в компании, петербургский рынок сократился больше, чем российский в целом. Всего в России, по данным "Связного", реализовано 9 млн смартфонов, что на 11% меньше, чем в первом полугодии 2014 г. Продажи устройств в рублях сократились на 2% (до 86 млрд руб.). "Это произошло впервые со времен кризиса 2008-2009 гг.", - отмечают в компании.
Средний чек на смартфон в Петербурге составил 10 500 руб. (годом ранее - 9500 руб.), в Москве - 13 800 руб. против 11 300 руб. в первом полугодии 2014 г. В России в целом - 9500 руб. против 8700 руб. годом ранее.
Данные, которые приводит по столичному рынку ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), несколько иные. По их информации, падения продаж в штуках в первом полугодии не наблюдается: 1,4 млн смартфонов - столько же, сколько в аналогичный период 2014 г. В деньгах рынок вырос более чем на 23% - до 18,9 млрд руб.
По данным ООО "Евросеть", в Москве количество продаж смартфонов в штуках в I полугодии снизилось год к году на 3%. Средняя цена устройства при этом выросла на 21% и составляет 12 000 рублей. В Санкт-Петербурге в натуральном выражении рынок смартфонов упал на 10%, но при этом вырос на 2% в денежном выражении. Средняя цена смартфона выросла на 13% и составляет 11 000 рублей.
Компания ООО "Эльдорадо", со ссылкой на данные GFK, сообщила, что в Москве рынок вырос на 1,9% в штуках и на 27,2% в деньгах. В Петербурге падение на 4,9% в штуках и рост на 7,9% в рублях, в целом по России зафиксировано проседание рынка на 6,9% в натуральном выражении и рост на 5,5% в денежном.
По словам Марии Заикиной из "Связного", рост столичного рынка смартфонов в рублях стал возможным, благодаря популярности в городе гаджетов из высоких ценовых сегментов, и в частности техники Apple. По данным ритейлера, востребованность "яблочных" смартфонов в Москве по-прежнему высока, даже несмотря на кризис, рост цен и сокращение потребительской активности. "Apple за год удалось не только нарастить оборот от продаж на столичном рынке, но и увеличить долю на нем. Последний показатель "пробил" отметку 40%", - заявила Мария Заикина. По информации ритейлера, смартфоны Apple лидируют в Москве по выручке, на втором месте Samsung (отстает американского бренда на 15 п.п.), замыкает топ-3 Sony. В штуках Apple уступает корейскому производителю и занимает вторую позицию. На третьем месте Microsoft.
По данным МТС, в штуках лидером московского рынка смартфонов является Samsung. "Только этот бренд из топ-3 А-брендов продемонстрировал рост доли на рынке (с 23% до 25%), в то время как доля Apple снизилась с 17% до 13,5, а Microsoft – с 9,5% до 9%", - заявил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. По выручке в I полугодии лидером остается Apple (рост доли с 38% до 40%), но, по версии МТС, сохранить первое место американскому бренду удалось "за счет повышения цен на устройства".
По данным ритейлера "Эльдорадо", после первых 5 месяцев продаж в штуках на столичном рынке смартфонов лидировал Samsung, за ним идут Apple, Nokia, Lenovo и Fly. Топ-5 брендов по выручке выглядит так: Apple, Samsung, Sony, Lenovo, Nokia.
"Евросеть" пока подвела только предварительные данные полугодия и первенство среди брендов не определила. Ритейлер приводит лишь показатели по отдельным моделям: самым продаваемым "умным телефоном" в Москве стал Megafon Login +, второе место занял Apple iPhone 6 64GB, на третьем - ZTE V815WВ.
По подсчета специалистов "Евросети", 61% продаж в штуках приходится на смартфоны стоимостью от 3 до 15 тысяч рублей. По выручке же лидирует категория свыше 30 тысяч рублей – 43% рынка. Дорогие флагманы также показали наибольший рост, как в штуках, так и в деньгах - на 171% и 253% соответственно. А наибольшее падение зафиксировано в сегменте от 20 до 30 тысяч рублей, на 45% в количественном и 47% в денежном выражении.
В целом по стране самыми популярными брендами в сегменте смартфонов в России являются Samsung, Microsoft и Lenovo, утверждают в "Связном". Эти три компании стали лидерами по продажам в штуках, заняв 22%, 10% и 9% продаж соответственно. "В рублях Apple, Samsung и Sony, как и годом ранее, формируют тройку лидеров с долей рынка около 60%", - добавила Мария Заикина.
По данным "Эльдорадо" в целом по стране (также по итогам первых 5 месяцев года), в штуках лидируют Samsung, Fly, Lenovo, Alсatel и Nokia. Топ-5 по выручке: Samsung, Apple, Sony, Lenovo, Nokia.
Виталий Акимов