В ходе масштабной рекламной кампании, данный тариф продвигался в большом количестве каналов коммуникации для максимального охвата аудитории: телевидение, кинотеатры, радио, Интернет, наружная реклама, вузы, торговые центры, автозаправочные станции, салоны связи МТС, метрополитен и др.
Однако почти во всех рекламных материалах от потребителей скрывалась часть существенной информации о тарифе, что вводило потребителей рекламы в заблуждение.
Так, в рекламном ролике внимание зрителя фокусировалось на «безлимитности» интернета и «бесплатности» звонков: утверждения «безлимитный 4G» и «бесплатные звонки» за 200 рублей в месяц сообщались закадровым голосом и дополнительно указывались крупным хорошо читаемым шрифтом. При этом на проверку оказывалось, что «безлимитный» 4G интернет действует в течение непродолжительного периода и только в домашнем регионе, а «бесплатные» звонки ограничены 200 минутами. Дисклеймер из нескольких десятков слов, выполненный мелким шрифтом, потребителям предлагалось прочесть и запомнить за считаные секунды, что фактически невозможно с точки зрения средней скорости чтения и расстояния, с которого обычно смотрят телевизор. При трансляции данного ролика перед сеансами в кинотеатрах, ситуацию зачастую усугубляло наличие у зрителей 3D очков, которые вносили в изображение дополнительные искажения.
В рекламе тарифа «Smart mini», которая приходила абонентам МТС в текстовом сообщении с балансом, предложение выглядело еще более привлекательно: «БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G интернет и 200 минут на все сети всего за 200 руб./мес. Перейти: *555*285#». Оператора не смущал тот факт, что ключевые параметры тарифа скрыты, а многие абоненты, не имея желания или возможности разбираться, с помощью готовой команды воспользуются щедрым предложением.
Не менее ярко и агрессивно была оформлена реклама, которая демонстрировалась потребителями при поиске на мобильных устройствах: «БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G и бесплатные звонки. Подключайся всего за 200 руб./мес».
Как показывают наблюдения, для МТС подобная практика обмана потребителей и введения их в заблуждение является нормой.
Например, громкие лозунги об отмене роуминга перед началом прошлого сезона отпусков обернулись штрафом Федеральной антимонопольной службы за несоответствие рекламы действительности. Претензии были, в том числе, к размеру и длительности демонстрации шрифта с оговорками.
Не сложно представить, сколько людей буквально восприняли слоган «мы отменили роуминг» (а как еще можно воспринимать такой посыл) и начали активно общаться в поездках, неся незапланированные расходы.
В этом же ряду - реклама смартфона, предлагаемого в салонах МТС по привлекательной цене, за которую его нельзя купить (только в нагрузку с услугами и по более высокой стоимости).
Федеральная антимонопольная служба в своей административной практике неоднократно заявляла о недопустимости указания существенной информации мелким шрифтом, который появляется на короткий промежуток времени и не может быть воспринят потребителем. И именно МТС несколько раз наказывали за подобные нарушения (в случае с упомянутой отменой роуминга, рекламой тарифной опции «МТС Планшет Mini», тарифа «МТС Планшет»).
Таким образом, оператор не мог не знать о незаконности подобных действий, но сознательно пошел на нарушение, вводя в заблуждение своих действующих и потенциальных абонентов относительно тарифа «Smart mini». Ведь возможный штраф за нарушение значительно ниже полученной прибыли.
Председатель ОПИ Олег Павлов отмечает: «Ситуация особенно показательна, поскольку МТС совсем недавно одним из первых среди операторов отчитался о внедрении в компании системы предупреждения нарушений законодательства - так называемого комплаенса - на которую было потрачено несколько десятков миллионов рублей. По всей видимости, суть комплаенса в исполнении МТС - отложить немного денег на штрафы, чтобы можно было спокойно продолжать нарушения.
Надеемся ФАС разберется в ситуации, а потребителей призываем более внимательно относится к рекламным предложениям. Много мелкого шрифта на короткий промежуток времени – однозначный признак недобросовестности, вне зависимости от того, идет ли речь о торговой сети, финансовой организации или операторе связи».