Компания «Телефорум» была основана предпринимателем Владимиром Улыбиным в Петербурге в 1998 году как оптово-розничная сеть по продаже сотовых телефонов и другой цифровой техники, а также контрактов и услуг операторов связи. Сеть «Телефорум» включает 182 салона, из которых 96 точек находятся в Петербурге и Ленинградской области, 26 – в Краснодаре и Краснодарском крае, 24 салона в Ростове-на-Дону и Ростовской области, 19 салонов в Архангельске и Архангельской области, 17 – в Уфе и Башкортостане. Сеть также представлена в таких регионах СЗФО, как Республика Карелия, Псковская, Новгородская область. На рынке сотовой розницы Северо-Запада «Телефорум» занимает третье место после «Евросети» и «Связного».
Вчера, 8 октября 2009 года, «Телефорум» официально перешел под контроль ЗАО «Русская телефонная компания» (РТК), которая занимается управлением и развитием розницы МТС. МТС приобрела 100 % акционерного капитала ЗАО «Телефорум» у компании Ewinser Investment S.A. (BVI) и частного лица. Сумма сделки составила $11 млн. При этом 20 % от покупной цены продавец получает при закрытии сделки, а оставшиеся 80 % – по истечении 12 месяцев при соблюдении ряда условий договора, включая условие соответствия показателей деятельности приобретаемой компании требованиям договора. Финансовые результаты приобретаемой компании включены в консолидированную финансовую отчетность ОАО «МТС» начиная с 7 октября 2009 года.
Для МТС это уже третья покупка в течение 2009 года – в активе оператора сети «Телефон.Ру» и «Эльдорадо» (компании «Эльдорадо-Центр» и «Салон связи «Эльдорадо»). Сеть «Телефон.ру», состоящая более чем из 500 салонов, обошлась оператору в $60 млн, а «Эльдорадо», имеющая 380 магазинов, – в $22,5 млн. Однако оба ретейлера в основном работают в центральных и южных регионах, а на Северо-Западе были представлены слабо и не дали должного эффекта – даже сейчас, когда монобрендовая розница МТС в регионе развивается активно, в Петербурге работают не более 40 салонов этих сетей в целом.
В МТС отмечали, что до последнего времени в связи с практически полным отсутствием в СЗФО основных каналов монобрендовой федеральной розницы компания испытывала серьезные затруднения в части реализации своих услуг – именно поэтому в летнее время было выведено такое количество мобильных промоутеров на улицы Петербурга и других крупных городов Северо-Запада.
Сейчас ситуация стабилизируется – количество монобрендовых салонов МТС активно растет. Помимо недавно открытого на месте магазина «Беталинк» флагманского салона МТС в «МЕГА Дыбенко» (см. новость раздела МТС от 28 сентября 2009 г.) (аналогичный работает в Москве), оператор перевел под свой бренд порядка 10 точек в Петербурге, ранее принадлежавших «Беталинку». В целом до приобретения «Телефорума» в Петербурге и Ленинградской области розничная сеть МТС была представлена 110 салонами. Теперь она вырастет до 200 магазинов. Предполагается, что все они в течение года перейдут под бренд МТС. В СЗФО покупка «ТелеФорума» позволит МТС довести число монобрендовых салонов до 500. В результате сделки число салонов продаж сотового оператора МТС по всей России увеличилось до 3,4 тысячи.
Эксперты рынка предполагают, что наиболее негативно переход «Телефорума» под контроль МТС скажется на «Билайне» – 50 % стартовых комплектов, которые продавал «Телефорум» через свои салоны, принадлежали как раз данному оператору. Более того, около 20 салонов «Телефорума» ранее работали под брендом «Билайна» а специалисты розничной сети отвечали за работу двух ключевых фирменных центров оператора в Петербурге – на Ланском шоссе и Невском проспекте (см. новость раздела МТС от 25 мая 2009 г.). Сейчас продажи контрактов «Билайн» через салоны «Телефорума» будут заблокированы. С другой стороны, МТС таким образом восстановит нарушенный несколько месяцев назад баланс – напомним, что в апреле 2009 года МТС лишился такого канала продаж, как «Евросеть», которую сейчас контролирует «ВымпелКом».
В целом с покупкой «Телефорума» и переводом под свой бренд приобретенных салонов других ретейлеров МТС значительно укрепляет свои позиции в СЗФО. Что касается «Билайна», то оператору принадлежат в Петербурге порядка 200 салонов «Евросети» и дочерней сети «Ультры», а также около 50 монобрендовых салонов. Кроме того, у «Билайна» есть соглашение со «Связным», но над развитием монобрендовой розницы оператор работает не так активно. Одной из последних инициатив «МегаФона» в области ретейла стало заключение соглашения с сетью гипермаркетов электроники «М.видео», по условиям которого в торговых залах «М.видео» организуются зоны «МегаФона», где пользователи смогут приобрести оборудование, купить стартовый комплект, пополнить счет или получить консультацию. На текущий момент такие зоны созданы в 10 магазинах «М.видео» в Москве и Петербурге, и до конца 2009 года они появятся в 160 магазинах сети по России.