По словам руководителя отдела маркетинга МТТ Александра Мустакимова, МТТ объявила тендер на выбор поставщика оборудования и планирует его завершить до конца мая. "Критерии отбора поставщика - стоимость оборудования и сервиса, а также комплексность решения, - рассказал он репортеру ComNews. - На борту самолета устанавливается комплекс оборудования, обеспечивающего пользовательский радиодоступ (пикосота, точка доступа Wi-Fi), управление трафиком, управление предоставлением услуг, а также спутниковую связь с наземным сегментом сети". МТТ планирует оказывать услуги на базе лицензии MVNO.
Как ранее сообщалось, оператор договорился о сотрудничестве с авиаперевозчиками S7 и "Трансаэро". "Это соглашение о намерениях. Планируется оборудовать практически все борта AirBus и Boeing", - уточнил Александр Мустакимов. Руководитель пресс-службы авиакомпании S7 Кирилл Алявдин подтвердил, что тендер будет завершен в конце мая. "Мы сейчас определяемся с технической составляющей услуги, выбираем поставщика оборудования. Мы ожидаем, что услуги реально начнут предоставляться в начале 2011 г.", - сказал он.
Уже в этом году услуги связи в самолетах готовится предоставлять "МегаФон", заключивший соглашение с "Аэрофлотом". Оператор установит базовые станции на четырех лайнерах авиакомпании, а первым судном, на борту которого будет развернута сеть мобильной связи "МегаФона", станет среднемагистральный пассажирский Airbus А320. Услуги связи на нем станут доступны пассажирам летом 2010 г. До конца года "Аэрофлот" и "МегаФон" планируют предоставлять услугу пассажирам Airbus А330, выполняющего трансконтинентальные рейсы (свыше 5 тыс. км), а также пассажирам еще двух лайнеров Airbus А320.
МТТ также рассчитывает на сотрудничество с РЖД. Оператор предложил ЗАО "Компания ТрансТелеком" (ТТК - 100%-ная "дочка" РЖД) установить на пассажирских поездах РЖД базовые станции. Предложение было направлено ТТК в марте. Пресс-служба ТТК говорит, что ей ничего не известно о переговорах между ТТК и МТТ.
"Среди критериев отбора поставщика оборудования для оказания услуг связи на бортах самолетов, безусловно, важную роль будет играть стоимость оборудования, но наибольший интерес будут представлять решения, которые предоставят компании, обеспечивающие как можно более глобальное покрытие, - говорит независимый эксперт рынка. - С точки зрения используемого оборудования, наибольший интерес представляют системы Ku-диапазона, предназначенные как для организации услуг сотовой связи, так и для реализации интернет-приложений (e-mail, WWW-access, и т.д.) а также дающие возможность для получения услуги видео в формате VoD". По его оценке, стоимость авиакомплекта может достигать нескольких сотен тысяч долларов, причем речь идет только об оборудовании, обеспечивающим спутниковый широкополосный канал "борт-земля".
Анна Афанасьева