Для российских пользователей, многие из которых знают, что такое «копеечный» софт, тема борьбы с пиратством ПО представляет неизменный интерес. Еще десять лет тому назад было сложно встретить тех, кто пользовался лицензионным софтом. Оценки компании IDC уровня пиратства в России того времени были, правда, не столь драматичными (87 %), но прогнозы на ближайшие 5-7 лет не предусматривали спада более чем до 82 %. Впрочем, тогда даже этот уровень снижения считался за огромное достижение: ведь избавиться от «наследия прошлого» одним махом за 5 лет непросто. Конечно, пиратство не является сугубо российским «изобретением». Этой «болезнью» страдают все страны, даже такие «благополучные» в этом отношении, как Великобритания, Германия, США. Там уровень пиратства оценивается в размерах от 20-25 % до 40-54 %, и это также немало, хотя существенно меньше, чем в России.
Как известно, пират – распространитель нелегального ПО – наносит вред всем. Это и производители софта, и пользователи, и страна в целом. Так, пользователи получают в свое распоряжение некачественный продукт, поскольку тот лишен поддержки производителя. Она заключается не только в предоставлении дополнительных, технических консультаций, документации. Это еще и ответственность, которую берет на себя производитель ПО. Он контролирует качество установленного на компьютере пользователя программного продукта, берет на себя решение задачи исключить нестабильный характер в его работе, обезопасить от присутствия вредоносного ПО. Выбирая лицензионное или пиратское ПО, пользователь, по сути, решает, как он будет поступать при решении обозначенных задач: вместе с производителем ПО либо в одиночку.
Другое последствие от использования нелицензионного софта состоит в том, что засилье пиратского софта подрывает бизнес законных распространителей программ нечестной конкуренцией. Пираты не платят налоги, лишая государство дополнительных возможностей в модернизации экономики, развития ИТ-сектора, выполнения социальных функций, реализации общенациональных задач. Деньги, полученные от продажи ПО, не возвращаются его разработчикам. Пиратство является одной из наиболее важных причин, почему российские разработчики часто предпочитают работать на компании из других стран или на иностранные рынки сбыта либо покидают страну: работать здесь при высоком уровне пиратства бессмысленно.
Пиратство несет прямой урон производителям ПО также в том, что их интеллектуальная собственность искажается или просто игнорируется. Разрывается связь между пользователями программных продуктов и их производителями. В результате приходится довольствоваться только тем, что есть на рынке, а не тем, что было создано с учетом реальных потребностей именно местного рынка. К примеру, рынки ПО в США и Европе имеют разнообразные предложения, хорошо адаптированные под интересы местных покупателей. В России же такие программные продукты можно пересчитать по пальцам. Конечно, российский потребитель ПО неприхотлив, но это напрямую снижает уровень его производительности.
Если же государство начинает бороться с пиратством, то тогда главный урон оно наносит именно самим пользователям. Постоянный риск уголовного преследования, которому они себя подвергают, выбирая нелицензионный софт, лишает их не только «спокойного сна», но ведет к непредвиденным расходам, связанным с невозможностью нормальной работы бизнеса.
Впрочем, как показывают результаты исследования Gartner, профилактическая форма воздействия принята и широко практикуется и в западных странах. Так, по опросам в Великобритании, за последние 5 лет приблизительно 2/3 компаний столкнулись с фактом проведения у себя реальных проверок на отсутствие применения нелицензионного ПО.
Последние годы на путь активного противодействия пиратству также встала Россия. Этой теме была посвящена пресс-конференция, проведенная 18 ноября 2009 года в Москве. Как сообщил на ней представитель отдела по делам об особо опасных преступлениях в экономической деятельности Следственного комитета МВД России Андрей Доронин, по данным статистики МВД РФ, за 9 месяцев 2009 года в стране было выявлено 6259 преступлений этой категории, что составило на 6,5 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Возросло также количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности (3044 лица), – это больше, чем было зарегистрировано в 2008 году. В суд было направлено 4423 уголовных дела, что также на 10,2 % больше, чем за 9 месяцев в 2008 году. Эти данные говорят о повышении активности МВД в борьбе с данным видом правонарушений.
Так, наибольшее количество преступлений было зарегистрировано в Центральном административном округе. Здесь в суд, по данным за тот же период времени, было направлено 2314 уголовных дел, из которых только в Москве их число составило 1685. Другие «лидеры» в этом отношении – Приволжский федеральный округ (697 дел), Южный федеральный округ (446 дел). Размер причиненного материального ущерба составил 967 млн рублей, в результате чего МВД РФ наложило арест на имущество и обеспечило «добровольное» погашение со стороны компаний на сумму 1,5 млрд рублей.
Не менее активную позицию в борьбе с пиратством ведут и сами компании – разработчики ПО. В России этот вид их деятельности координируется через компанию «Некоммерческое Партнерство Производителей Программных Продуктов» (НП ППП). Как заявил директор НП ППП Дмитрий Соколов, в последние годы ситуация с компьютерным пиратством в России изменяется в лучшую сторону. По его словам, стабилизировано законодательство, отработаны методы борьбы, созданы судебные прецеденты по всем видам нарушений авторских прав на программное обеспечение, растет правосознание пользователей.
Координирующая роль НП ППП состоит, прежде всего, в том, что она старается увязать воедино три направления, по которым ведется борьба: законотворческая деятельность, правоприменение и реализация задач по воспитанию уважительного отношения к правам собственности и выстраиванию стратегии компаний-партнеров по пропаганде достоинств использования лицензионного ПО. Кроме того, НП ППП доводит до сведения пользователей, какой именно ущерб они могут понести в случае выявления фактов применения пиратского ПО.
Особый интерес представляют данные, которые впервые в России продемонстрировал на этой пресс-конференции президент Microsoft в России Николай Прянишников. Для выявления уровня пиратства компания Microsoft использовала услуги специальных нанимаемых агентств. С их помощью она провела по России полномасштабную кампанию проверок по схеме «Таинственный покупатель». Участники программы совершали многократные (в течение действия программы) «обходы» торговых точек в различных городах страны и выясняли, какое ПО там можно было приобрести.
В поле зрения проверки попали крупные торговые сети, специализированные салоны, небольшие мастерские по сборке ПК и их сервисному обслуживанию. Представители Microsoft выясняли, не провоцируя продавца, его предложения по приобретению ОС, определяя на этом этапе, есть ли факт пиратства, подчас закамуфлированного под легальную форму распространения. Также оценивалась возможность получения покупателем «услуги» предустановки пиратского ПО на приобретаемый компьютер, использования услуг «домашнего» установщика пиратского ПО. Принималось также во внимание, имела ли место абстрактная рекомендация продавца по самостоятельному приобретению пиратского ПО через диски на развалах и в Интернете.
Результаты этого мониторинга уровня пиратства в компьютерной рознице были сведены в две схемы. На первой из них приведены сравнительные данные по ситуации с уровнем пиратства, который наблюдается сегодня в различных регионах России. Так, согласно данным Microsoft, в настоящее время около 70 % из 3 тыс. проверенных ею торговых точек в 53 городах России предлагают своим клиентам только лицензионное ПО. Предустановку пиратских программ в магазинах допускают сегодня всего 14 % компаний. На второй демонстрировалась оценка изменений предложений пиратского ПО в течение периода исследования, здесь видна динамика и эффективность работы, проводимой правоохранительными органами.
Хотя уровень пиратства в России остается все еще сравнительно высоким (68 %, по данным IDC), тенденции к изменению налицо. Это – результат совместных усилий государственных органов и объединений правообладателей, а также существенного вклада отдельных компаний.