С конца февраля-начала марта 2022 года Россия находится под давлением масштабных санкций, принятых зарубежными странами в ответ на действия российских военных в Украине. В частности, сейчас Правительство США имеет возможность ограничивать экспорт американский компаний в нашу страну персональной компьютерной техники, микроэлектронного и телекоммуникационного оборудования (новые правила экспортного контроля) – из-за этого российский рынок спешно покинули такие компании, как Cisco, HPE, прекратил продажу продукции разработчик мобильных процессоров Qualcomm и многие другие. Реакция на российско-украинский конфликт, санкции со стороны Евросоюза, а также нарушившиеся логистические цепочки и общее состояние неопределенности привели к тому, что поставки на территорию России приостановили ведущие глобальные производители телекоммуникационного оборудования – Ericsson и Nokia.
Несмотря на то, что российская телеком-инфраструктура с каждым годом всё больше опирается на продукцию китайского Huawei (как альтернативу Ericsson и Nokia), а также в некоторых сегментах – на собственные разработки, влияние указанных выше компаний на телеком-рынок невозможно недооценивать. Кроме того, отказ тайваньского TSMC в поставках заказанных партий микропроцессоров Baikal и «Эльбрус» ставит под угрозу производство нового импортонезависимого серверного оборудования, которое могло бы использоваться операторами связи, в том числе, для исполнения «закона Яровой».
Неприятности российской телеком-отрасли доставляют также колебания курса валют и возможные ограничения доступа к международным точкам обмена трафиком.
В такой ситуации государству ничего не остается, как поддержать бесперебойную и устойчивую работу телеком-операторов экономическими преференциями, в которые косвенно (благодаря увеличению стоимости услуг) будут вовлечены, вероятно, все граждане и бизнес-организации страны. Так, еще в начале марта министр связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев отправил главе Правительства РФ Михаилу Мишустину письмо, в котором содержался перечень мер поддержки, необходимых отрасли для обеспечения функционирования телекоммуникационной инфраструктуры в условиях санкций. Пакет мер включает послабления операторам в рамках исполнения «закона Яровой», «справедливую» индексацию тарифов на телеком-услуги, отсрочки по исполнению федеральных проектов (устранение «цифрового неравенства, покрытие автодорог сетью LTE) и ряд других.
Этот список Минцифры впоследствии направило на утверждение в президиум Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики (возглавляет Михаил Мишустин, в составе – вице-премьеры, руководители министерств, ФНС, Банка России). На данный момент стало известно, что комиссией утверждены почти все предложенные меры. Исключение составляет лишь предложение о моратории на демонтаж установленного с нарушениями правил оборудования операторов связи.
Напомним, что ранее Минцифры подготовило такой же масштабный пакет мер для поддержки ИТ-организаций в целом: в него вошли различные финансовые преференции компаниям и выгодные предложения для ИТ-специалистов.
Проанализируем, как изменится телеком-рынок по итогам принятых мер поддержки.
Минцифры предлагает позволить операторам связи «справедливую индексацию тарифов» – на практике это не что иное как «добро» на повышение стоимости услуг. По сравнению с мировым рынком в России действительно стоимость услуг связи пока одна из самых низких. Но обусловлено это отнюдь не успехами операторов в плане оптимизации затрат или достижениями российской экономики. Основная причина, наоборот, кроется в низкой покупательной способности россиян. Уже несколько лет телеком-рынок стагнирует, операторы ищут пути повышения стоимости ARPU (среднего дохода с одного клиента), но попытки значительного поднятия ценника наталкиваются на претензии атимонопольной службы. С введением соответствующей меры Минцифры операторы смогут беспрепятственно индексировать тарифы пропорционально инфляции. Напомним, что, по данным Банка России, показатель инфляции в стране в феврале 2022 года составил 9,2%. Кроме того, для операторов могут отменить квалификацию «индивидуальных действий хозяйствующего субъекта на рынке услуг связи как возможного нарушения при использовании института коллективного доминирования» – то есть определение некоторых действий ведущих операторов как умышленные противоправные действия «коллективного монополиста».
Комментарий пресс-службы ПАО «ВымпелКом» (ТМ билайн):
Сейчас важно сформировать условия функционирования сетей связи без дополнительного внутреннего давления со стороны различных регуляторных требований, исключая прерывание сервиса и рост расходов на сети связи. Мораторий на демонтаж и перенос базовых станций и иных элементов сетей связи был бы правильным шагом к обеспечению их равномерного функционирования.
К слову, домашний Интернет у многих уже подорожал.
Федеральный проект по устранению цифрового неравенства сегодня предполагает обеспечение услугами мобильной связи в селах и деревнях с населением от 100 до 500 человек. Достигается это преимущественно благодаря тому, что операторы связи производят ежегодные отчисления в резервный фонд универсального обслуживания. Согласно предложению Минцифры, эти отчисления будут приостановлены – это значит, что бюджеты на УЦН как минимум в 2022-23 годах будут существенно сокращены.
Кроме того среди мер поддержки отрасли – снятие с операторов требований ГКРЧ по строительству сетей LTE в малых населенных пунктах (более 1000 человек) и на федеральных автомобильных трассах. Как правило, такие проекты ложились на операторов бременем, поскольку считались экономически нерентабельными.
По практике, сегодня как вдоль большинства автомобильных трасс, так и вдоль железнодорожных путей сотовая связь не всегда стабильная. Это можно проследить даже по картам покрытия мобильных операторов. Получается, что улучшения ситуации здесь в ближайшем будущем ждать не приходится.
Многие пункты антитеррористического «закона Яровой», касающиеся ИТ-отрасли, неоднократно подвергались критике. В том числе, операторы связи предрекали многомиллиардные дополнительные расходы на серверную инфраструктуру из-за необходимости долго хранить большой объем абонентских данных. В результате закон, принятый еще в 2018 году, к настоящему времени так и не заработал в полной мере: например, в июне 2021 года, в связи с последствиями пандемии, операторы добились годовой отсрочки исполнения требований об увеличении хранимого трафика на 15%.
Сейчас требование «закона Яровой» по увеличению емкости хранения информации на 15% и обязанности хранить видеотрафик будет отсрочено еще на год. Это позволит игрокам рынка снизить расходы на поддержку и модернизацию серверных мощностей и перераспределить ресурсы на реализацию актуальных инициатив.
Среди мер Минцифры числится и обеспечение возможности совместного использования операторами инфраструктуры сети связи. На самом деле, возможность операторов связи совместно использовать сети радиодоступа было закреплено Минцифры (тогда Минкомсвязи) еще в конце 2014 года. В 2017 году разрабатывалось предложение по совместному использованию коммутационного оборудования. Ярким примером такого проекта является строительство инфраструктуры в перегонах петербургского метрополитена, которое велось билайном, МТС и Tele2.
Разумеется, можно упомянуть и о том, что операторы совместно используют и антенно-мачтовые сооружения для размещения телекоммуникационного оборудования. Что Минцифры имеет в виду под новыми возможностями шаринга, которые имеет в виду Минцифры – ICT-Online.ru еще выясняет.
Несмотря на то, что эксперты доказывают безопасность телекоммуникационного оборудования для здоровья граждан, Роспотребнадзор рассматривает его как «потенциально несущее опасность» и обращает внимание на установку вышек возле социально значимых объектов – например, школ и детских садов.
По мнению операторов, требование демонтажа и переноса базовых станций из соображений «санитарно-эпидемиологического благополучия» избыточно. Более того, оно влечет за собой неравномерное обеспечение территории покрытием мобильной связи, ухудшение качества связи – а в текущей ситуации еще и большие расходы на дополнительное планирование сети и релокацию точки. Улучшить ситуацию могла бы отсрочка демонтажа, даже кратковременная – предложение об этом внесли сами операторы. Однако эта мера не вошла в утвержденный пакет и пока находится на доработке.
Комментарий пресс-службы МегаФона:
Эти шаги своевременны и весьма значимы для отрасли. Однако в финальной редакции документа отсутствует предложенный операторами пункт по мораторию на демонтаж оборудования. В ситуации, когда у телеком-компаний возникли сложности с поставками зарубежного оборудования, такая мера позволила бы внести значительный вклад в обеспечение бесперебойной работы связи.