Обзор новых налоговых законопроектов был представлен в рамках круглого стола "Налогообложение и цифровая экономика: правовые подходы и практика", который проводил Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации совместно с Палатой налоговых консультантов и Российской ассоциацией криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ).
"Под программу "Цифровая экономика" утвержден целый план регуляторного сопровождения. Сформировано несколько рабочих групп под флагом Сколково, которые аккумулируют представителей бизнеса с участием научной общественности", - рассказал модератор круглого стола, председатель правления Палаты налоговых консультантов Илья Кучеров.
Яна Бутримович, представляющая разработчиков налоговых законопроектов, рассказала о предварительных результатах по итогам работы по направлению "Нормативное регулирование цифровой экономики", которое было утверждено в декабре прошлого года.
"Работа над мероприятиями плана ведется уже более года. В рамках тематической рабочей группы Центр компетенции по регулированию цифровой экономики собрал более сотни предложений бизнеса, экспертов бизнес-сообщества, и в итоге около 30 предложений попали в предварительный план мероприятий, из них четыре предложения было решено принять к реализации в ближайшее время. Мы очень надеемся, что до конца этого года какие-то из законопроектов могут быть приняты", - рассказала Яна Бутримович.
По ее словам, в условиях активной цифровизации экономики одной из первостепенных задач для поддержания конкурентоспособности российской налоговой системы в мире является разработка качественных и эффективных мер стимулирования, направленных на поддержку компаний, которые развивают и реализуют цифровые услуги, электронные услуги, разработку ПО. "Существующие меры поддержки, на наш взгляд, в лучшем случае обеспечивают поддержание текущего уровня благоприятных условий для стабильного развития такой деятельности, но их недостаточно для прорывного скачка и для того, чтобы Россия действительно заняла свое место в глобальной конкуренции за международную налоговую базу, за инновации и область высоких технологий", - отметила Яна Бутримович.
Она заявила, что, учитывая стоящие перед государством амбициозные задачи по технологическому лидерству, группе разработчиков представляется целесообразным не только обеспечить привлекательность уже существующих мер поддержки, но и ввести новые меры, которые зарекомендовали себя в мире. "В этой части законотворческой работы мы сконцентрировались на поддержке НИОКР и инноваций и предложили на рассмотрение ряд мер", - отметила Яна Бутримович.
Одной из таких мер стал повышенный вычет расходов на НИОКР и Patent Box (НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). По словам Яны Бутримович, под стимулированием расходов на НИОКР подразумевается стимулирование именно входной точки цикла инноваций за счет оптимизации существующего в российском налоговом законодательстве повышенного вычитанного расхода на НИОКР. Именно эта мера, как отметила Яна Бутримович, хорошо зарекомендовала себя в мировой практике.
"Чтобы возобновить интерес компании к льготе, представляется важным как минимум повысить этот коэффициент, то есть предоставить большую экономию по налогу на прибыль. Кроме этого, разработанное налоговое предложение содержит определенную оптимизацию механизма с точки зрения определения, что считать научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками. То есть само определение расходов и оптимизацию состава расходов, на которые распространяется льгота", - говорит Яна Бутримович.
Также Яна Бутримович рассказала про конечную точку инновационного цикла и непосредственно про коммерциализацию результатов НИОКР. "Налоговая система РФ не может предложить льготную ставку на реализацию результатов интеллектуальной деятельности, в отличие от многих юрисдикций, где существуют так называемые режимы Pattern Box, или Innovation Box. Поэтому не секрет, что при высокой мобильности технологий и ресурсов в России довольно высока налоговая нагрузка на компании - налоговые резиденты РФ. Прямое следствие - снижение налоговых поступлений в бюджетные системы РФ при оттоке таких результатов интеллектуальной деятельности в юрисдикции с преференциальными режимами", - отметила она.
По словам Яны Бутримович, разработчиками законопроекта предлагается ввести пониженную ставку - 5% в отношении доходов от распоряжения определенными видами объектов интеллектуальной собственности, созданных непосредственно налогоплательщиком. "Это позволит сократить отток такой интеллектуальной собственности из России и вернуть ее в российскую юрисдикцию за счет в том числе и пакета деофшоризационных законов, принятых недавно, а также стимулировать компании становиться налоговыми резидентами РФ для применения этой ставки", - подчеркнула эксперт.
Еще одним законопроектом предлагается ввести вычет по НДФЛ для бизнес-ангелов. "Следующий законопроект направлен на введение налогового вычета, который позволит частным инвесторам, которые вкладывают свои средства в высокотехнологичные компании на начальных уровнях развития, то есть стартапы, уменьшать НДФЛ, который уплачивают эти инвесторы на сумму не более 50% от суммы произведенных инвестиций с определенным ограничением по верхнему порогу", - поясняет Яна Бутримович.
Также законопроект предусматривает уменьшение срока владения акциями для применения льготы на инвестиционный доход. "Целью предложения является кратное увеличение высокоэффективных частных инвестиций в перспективные высокотехнологичные компании на начальных уровнях развития", - добавила специалист.
Данным налоговым законопроектом предлагается минимальный достаточный набор мер по результатам анализа лучших мировых практик бизнес-ангельских инвестиций и сопоставления различных финансовых моделей бизнес-проектов с различными уровнями доходности. По словам Яны Бутримович, при анализе было выявлено, что прочие меры поддержки менее эффективны, чем косвенное стимулирование бизнес-ангела. "Ментор сам заинтересован в результатах проекта, в результатах стартапа и может передать какую-то долю опыта", - пояснила Яна Бутримович.
"Конечно же, очень большое место в нашей работе занимали различные предложения по оптимизации обложения НДС в условиях цифровой экономики. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на то, чтобы содействовать установлению равных или более преференциальных условий для компаний, которые развивают и реализуют электронные услуги, ИТ-услуги и ПО", - заявила Яна Бутримович.
Последний из новых налоговых законопроектов делится на две части. Первая часть касается вычета "входящего" НДС при экспорте электронных и ИТ-услуг и при реализации прав на РИД, а также освобождение от НДС при реализации ИТ-услуг (включая SaaS). По словам Яны Бутримович, данным законопроектом предусматривается прежде всего освобождение от НДС налогоплательщиков, которые реализуют на территории РФ ПО, - не только права на результат интеллектуальной деятельности, не только право по лицензионным соглашениям, но и в принципе оказывают ИТ-услуги, в том числе и SaaS-услуги.
В то же время предусматривается возможность налогоплательщика отказаться от этой льготы, если в общей экономической модели для такого налогоплательщика льгота является по сути бременем. По словам Яны Бутримович, такая ситуация может возникнуть в том случае, если налогоплательщик не может, например, вычислить входящий НДС по товарам и услугам, необходимым для реализации этих услуг.
"Кроме того, при экспорте электронных услуг существует определенная дискриминация: компании, которые экспортируют товары, условно говоря табуретки, - для них производство этих табуреток обходится дешевле, чем для компаний, которые экспортируют высокотехнологичные электронные или ИТ-услуги. Потому что при экспорте товаров ставка НДС определяется как 0%, и компания может вычесть необходимый НДС при производстве этих товаров. При экспорте услуг РФ не признается местом реализации этих услуг - соответственно, входящий НДС для такой компании становится бременем. Законопроектом предполагается возможность вычесть такой НДС при предоставлении электронных и ИТ-услуг", - подчеркнула Яна Бутримович.
Вторая часть данного законопроекта касается налогового резидентства физических лиц. По словам Яны Бутримович, мировая налоговая конкуренция постепенно, в силу высокой мобильности человеческих ресурсов и бизнеса, смещается от конкуренции за корпоративную налоговую базу к конкуренции за людей. "Понятно, что высококвалифицированные специалисты, в том числе владельцы бизнеса и топ-менеджмент компаний, могут работать практически в любой точке мира. При этом принцип определения налогового резидентства физических лиц в РФ по количеству дней - действующее правило: больше 180 дней в течение года - уже не соответствует современным экономическим реалиям. Кроме того, именно географическое местоположение менеджера в той или иной степени влияет на налогообложение корпораций более, чем факт регистрации компании в той или иной стране", - отмечает она.
По словам Яны Бутримович, выбор местонахождения таких людей обусловлен очень часто личными предпочтениями, в том числе и налоговой ставки на доходы физических лиц. При этом в России правила определения налогового резидентства физических лиц не способствует привлечению таких лиц в российскую юрисдикцию. "Предлагаемые изменения как раз направлены на стимулирование того, чтобы такие высококвалифицированные специалисты проводили больше времени в РФ", - добавила Яна Бутримович.
На круглом столе "Налогообложение и цифровая экономика: правовые подходы и практика" обсуждались также вопросы налогообложения электронной торговли, налогообложение цифровой экономики (токены), оказание услуг в области цифровых технологий, налогообложение при использовании электронных средств платежа, правовая природа криптовалют и токенов.
София Бокитько