Еще в октябре прошлого года председатель комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник внес на рассмотрение в нижнюю палату парламента поправки в законопроект "О банках и банковской деятельности". В тексте поправок содержалось прямое указание на то, что платежи в пользу операторов или поставщиков не являются банковской операцией. Согласно этим изменениям владельцы терминалов могут продолжить свою работу, не заключая договора с банками, без лицензии Центробанка (см. новость ComNews от 31 октября 2007 г.).
Но указание Центробанка о приеме платежей за услуги связи вступило в силу раньше, чем поправки Резника прошли первое чтение в Госдуме. Согласно документу Центробанка платежные операции должны проходить только с участием банков. Документ поставил под угрозу бизнес владельцев терминальных сетей. С призывом пересмотреть указание выступал и министр информатизации и связи России Леонид Рейман. Проблему пытается урегулировать межведомственная рабочая группа, созданная министром финансов Алексеем Кудриным (см. новость ComNews от 13 ноября 2007 г.). НАУЭТ является членом этой рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере платежей при Минфине РФ.
В конце 2007 г. Государственная Дума перенесла на январь 2008 г. принятие поправок к закону "О банках и банковской деятельности" (см. новость ComNews от 19 ноября 2007 г.). Теперь же НАУЭТ предлагает вместо отдельных поправок принять специальный закон о платежах. Текст его еще полностью не сформирован, рабочая группа при Минфине рассматривает отдельные пункты будущего документа.
По мнению председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Бориса Кима, требование закона "О банках и банковской деятельности" необходимо изменить. Согласно ему во всех точках приема платежей, в том числе и при аппаратах моментальной оплаты, необходимо устанавливать стационарные рабочие места. "Само по себе требование к терминалам "установить стационарные рабочие места" лишает смысла понятие "терминал самообслуживания", - добавляет пресс-секретарь Ассоциации Антон Усачев.
К тому же НАУЭТ предложила свое решение вопроса фискализации. Ранее Ассоциация региональных банков России предложила внести изменения в законодательство, согласно которым все владельцы платежных терминалов должны будут установить фискальные регистраторы - оборудование для контроля со стороны налоговиков, которое учитывало бы все платежи через терминалы. Переоборудование платежного аппарата будет стоить около $1500-1800 (см. дайджест ComNews от 7 февраля 2008 г.).
НАУЭТ же считает оптимальной для рынка и наиболее эффективной для регулирующих органов фискализацию процессинговых центров платежных систем.
"В настоящее время рабочая группа на уровне концепта рассматривает два варианта: фискализацию терминалов или процессинговых центров, - поясняет Борис Ким, - однако мы подсчитали, что установка фискального регистратора в каждый терминал обойдется рынку в 4 млрд руб.". Он уверен, что это приведет к значительному удорожанию услуг, а также даст огромную нагрузку на налоговые службы при обработке и анализе информации о проведенных платежах. "Фискализация процессинговых центров, при той же эффективности, обойдется гораздо дешевле", - добавил Борис Ким.
"Помимо единовременных затрат на установку фискальных регистраторов, будут текущие расходы на техническое обслуживание устройств, - добавляет Антон Усачев, - в среднем 3 тыс. руб. в месяц на каждый терминал".
"Большинство членов рабочей группы понимают нелепость фискализации каждого терминала, - говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его расчетам, чтобы оснастить все 200 тыс. платежных терминалов фискальными регистраторами, потребуется около $200 млрд. "Соответственно, с пользователей терминалами будет взиматься большая комиссия, - сетует председатель, - в установке этого оборудования на каждый терминал заинтересованы лишь производители фискальных регистраторов".
Татьяна Капустина