Термин «гиперподключенность» компания Nortel активно вводила в 2007 году, назвав эту концепцию ключевой тенденцией отрасли ИТ. Она подразумевает, что в скором времени достаточно большая часть электронных устройств будет подключена к сети, при этом число устройств будет превышать количество пользователей, т.е. один человек будет использовать несколько устройств. Ориентированы они будут в основном на широкополосный доступ. Как в свое время отмечал управляющий директор Nortel в России, СНГ и странах Балтии Евгений Лисицин (на прошлогоднем Nortel Forum, который прошел в Москве), для вендоров вроде Nortel данный тренд в первую очередь означает резкий рост потребности как в инфраструктурном оборудовании, так и в области приложений, которые обеспечивают между собой связность устройств как с сетью, так и между собой. Поэтому здесь достаточно близко стоит тематика унифицированных коммуникаций.
Как было рассказано на проведенном недавно московским офисом Nortel круглом столе, компания выступила спонсором глобального опроса IDC, посвященного гиперподключенности. В его рамках было опрошено около 2,4 тыс. мужчин и женщин, принадлежащих к различным возрастным и классовым группам, работающих в различных отраслях и предприятиях разного размера, из 17 стран. В ходе исследования было изучено отношение пользователей к коммуникационным устройствам и приложениям, которые они используют на работе и в личной жизни. В этом опросе приняли участие жители пяти стран Европы и Ближнего Востока: Великобритании, Германии, Франции, России и Объединенных Арабских Эмиратов (всего 27 % от общего числа респондентов).
Результаты исследования показали, что всех пользователей можно разделить на 4 группы. Первая – гиперподключенные пользователи – это так называемые пользователи нового поколения, которые используют как минимум семь устройств (это могут быть не только настольные ПК, ноутбуки, мобильные телефоны, но и, например, игровые приставки, которые сейчас также позволяют выходить в Интернет) в личных и рабочих целях, а также не менее 9 приложений для мгновенного обмена сообщениями, проведения веб-конференций, участия в социальных сетях и т.д.Следующая категория – интенсивно подключенные пользователи – имеют не менее 4 устройств и 6 приложений. Они активно пользуются блогами и вики-сайтами. Однако при этом они в два раза меньше, чем гиперподключенные пользователи, вовлечены в социальные сети и в три раза реже пользуются системами телефонии на базе IP. Третья группа – пассивно подключенные – такие пользователи работают с еще меньшим количеством устройств и только начинают экспериментировать с некоторыми приложениями (например, обмена сообщениями), но не готовы общаться с более сложными системами, например Web 2.0 и видеоконференциями. И, наконец, ограниченно подключенные пользователи хоть и знакомы с Интернетом, но для передачи сообщений используют по большей части электронную почту, в сеть выходят через настольный ПК, а для голосовых вызовов используют мобильный телефон.
Как показало указанное исследование, в странах Европы и Ближнего Востока уровень «гиперподключенности» соответствует мировым показателям: 14 % опрошенных уже работают в таких условиях, в то время как в мире это 16 %. При этом самой продвинутой из стран, включенных в опрос, оказалась Франция. Доля «интенсивно подключенных» также равна среднему показателю в 36 %, в России пользователей этой категории больше, чем в остальных странах. Странами с самыми большими долями гиперподключенных абонентов оказались Китай и США. Россия же стала страной с самой большой долей «интенсивно подключенных» пользователей. Стоит отметить также, что доля гиперподключенных пользователей в разных отраслях неодинакова и варьируется от 9 % опрошенных в здравоохранении до 21 % и 25 % в сефре финансов и ИТ. Около 70 % респондентов пользуется для домашнего доступа в Интернет несколькими устройствами.
Опрос показал, что изменение оценки важности коммуникаций за последний год в разных странах Европы, Ближнего Востока и Африки происходило по-разному. Так, во Франции и Великобритании 71 % и 65 % опрошенных соответственно отметили повышение важности технологий домашнего широкополосного доступа при том, что средний показатель по региону равен 62 %. Оценка важности мобильного телефона для россиян возросла до 67 % при среднем показателе 52 %. Респонденты из стран Европы и Ближнего Востока в два раза чаще используют сервисы для обмена мгновенным и текстовыми сообщениями (более 50 %), нежели в Северной Америке.
Еще один тренд – стирание границ между рабочим и личными временем, причем лидером здесь оказались респонденты ОАЭ, где 67 % опрошенных отправляют деловые письма, даже находясь в отпуске, в то время как средний показатель во всем регионе – 28 %, а, например, в Канаде – всего 11 %. Кроме того, в ОАЭ 59 % респондентов отправляют письма из автомобиля (средний – 33 %) и 44 % - из постели (18 %).
На вопрос, какое устройство респонденты взяли бы с собой, если бы им надо было уйти из дома, 36 % выбрали мобильный телефон, отдав ему предпочтение перед бумажником (28 %). На развивающихся рынках ОАЭ и России этот показатель выше - 55 % в первой в стране и 45 % - у нас. Во всем регионе только жители Германии предпочли телефону свой бумажник (35 %). Одним из важных выводов исследования стало то, что значительную роль в определении потенциального уровня гиперподключенности могут играть деловые демографические данные. Предприятия среднего размера, штат которых составляет от 100 до 1 тыс. сотрудников, имеют в этом отношении наибольшие возможности. Таким образом, максимальным потенциалом обладают немецкие компании. Рынки Великобритании и России объемнее, но в этих странах больший процент мелких и крупных предприятий. По прогнозу исследователей, в течение ближайших пяти лет доля гиперподключенных коммерческих пользователей увеличится до 40 %.
Более детально ситуация в России в рамках круглого стола была описана в докладе аналитического агентства ComNews Research. Одним из основных трендов является то, что рост рынка ШПД в стране окончательно сместился из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. По прогнозам, в большинстве городов-миллионников уровень проникновения широкополосного доступа превысит 18 % от общей численности населения (50 % от общей численности домохозяйств) уже к 2012 году. Средний рост объемов рынка ШПД в Росси и СНГ в 2008-2012 гг. составит 20 % ежегодно, то есть на мировом рынке наиболее бурный рост будет приходиться на развивающиеся страны. Например, сейчас уровень проникновения ШПД в Японии, странах ЕС и США составляет 25,2 %, 24,4 % и 23,9 % соответственно. В России этот показатель равен 5,2 %. При этом, если в Москве и Петербурге, по данным ComNews Research, проникновение достигло отметок 23,1 % и 15 % соответственно, то в ближайшем по этому показателю городе – Новосибирске – 11,9%. Далее идут Екатеринбург – 11,1 %, Нижний Новгород – 7,4 %, Омск – 6,6 %, Самара – 4,4 %. Что касается СНГ, то, например, на Украине ШПД пользуется 4,1% населения, в Грузии – 1,6 %.
Важный драйвер на этом рынке – это не сбавляющая обороты конкуренция межу провайдерами ШПД: сейчас этот сегмент является фактически единственным в экономике России, в котором, несмотря на инфляцию и рост доходов населения, наблюдается постоянное снижение цен. Еще одним важным фактором является развитие беспроводных технологий, которые в условиях большой территории России дают возможность доступа в тех регионах, где плохо развиты фиксированные сети. По прогнозам агентства, к 2012 году общее количество 3G-пользователей в стране может вырасти до 10 % от абонентской базы и составить 16,9 млн человек, а к 2016 году – превысить 29 млн, или 18 %. Развитие WiMAX позволит увеличить уровень интернет-проникновения с сегодняшних 12-14 % от общей численности домохозяйств до 26–28 % к концу 2012 года и до 32– 34 % к 2016 году. В регионах со слабо развитой кабельной инфраструктурой это изменение составит с 2-3 % до 16-18 %.
Еще важный момент – повышение доступности абонентских терминалов. Средняя цена портативных устройств с поддержкой Wi-Fi ежегодно падает на 14,1 % (в долларовом исчислении). Количество ноутбуков в домохозяйствах уже по итогам 2008 года сравняется с количеством продаваемых стационарных ПК (около 15 млн штук), а в последующие годы будет опережать его. Фактором для востребованности ШПД становится развитие приложений как с точки зрения их количества (сейчас это не только электронная почта, браузинг, обмен сообщениями, но видеоконефренции, социальные сети, потоковое видео, IP-TV и т.д.), так и их требований к пропускной способности каналов. Таким образом, по оценкам агентства, сейчас Россия находится на пороге бума гиперподключенности.
Все это меняет и стиль работы вендоров, производящих сетевое оборудование и приложения. Им приходится идти по пути гибкости, масштабируемости и возможностей интеграции и предлагать полный ассортимент своим потребителям. В частности, если говорить и гиперподключенности, то, несомненно, этот фактор влияет на развитие магистральных сетей. Напомним, что одна из последних инициатив Nortel здесь – это активизация в данном сегменте с оборудованием серии 40G, которое уже используется в сетях некоторых российских операторов (см. новость раздела «Интернет» от 8 июля 2008 г.). Если говорить про решения корпоративного уровня, то здесь основной акцент Nortel делает на унифицированные (объединенные) коммуникации (unified communications). Здесь вендор предлагает два подхода: использовать его собственную платформу Multimedia Communication Server 5100 или же совместное решение, которое создано в рамках альянса с Microsoft. Напомним, что он работает с 2006 года, и если, например, в прошлом году усилия партнеров были направлены в основном на маркетинг, включая активное участие в мероприятиях друг друга, то в этом уже начались реальные поставки для клиентов. В базовом виде такое решение выглядит так: на аппаратном уровне (телефонии) используется свитч Nortel CS 1000 (напомним, что это наследники серии Meridian, в которую добавлены сигнализация и поддержка IP-протоколов), а на программном – среда Microsoft, включая Communication Server (сейчас версия 2007), Office Communicator, Exchange Server, Office LiveMeeting и т.д. Кроме того, Nortel несколько месяцев назад выпустил набор инструментальных средств разработки Agile Communications Environment, которое позволяет интегрировать различные программные приложения с платформами вендора. Сейчас уже в Agile встроены стандартные средства для таких программных платформ, как IBM WebSphere, SAP NetWeaver и для окружения Microsoft.