Более половины российских интернет-покупателей начинают поиск товаров c Яндекса или Яндекс.Маркета. Месячная аудитория пользователей сервиса Яндекс.Маркет составляет 14 млн. человек, ежедневно здесь ищут товары 1,6 млн. россиян. Все эти пользователи изучают товары, знакомятся с отзывами покупателей и пишут собственные, сравнивают цены, посещают сайты интернет-магазинов, и нередко – идут за покупками в оффлайн магазины, сделав выбор на основании анализа информации, представленной на Яндекс.Маркете. Для большинства пользователей сети Интернет в России и ближнем зарубежье поиск любого товара, от смартфонов до мультиварок maxwell, начинается именно на этой площадке.
В среднем, каждый день с Яндекс.Маркета переходят на сайты интернет-магазинов и совершают покупки 40 тысяч человек. В соответствии с новой схемой работы Яндекс.Маркета, интернет-магазины, имеющие три и больше звезд, смогут продавать товары прямо на страницах сервиса, при этом с них будет удерживаться комиссия за продажу в 1%. Таких интернет-магазинов - 76%. Не сложно подсчитать, что, если клиенты этих 76% магазинов будут покупать товары прямо на Яндекс.Маркете, оборот сервиса может составить до 30 тысяч покупок в день.
Размер среднего чека в товарном сегменте онлайн-коммерции оценивается приблизительно в 3,5 тыс. рублей. С каждой покупки, совершенной через Яндекс.Маркет, площадка расчитывает брать комиссию в размере 1%. Получается, что заработок с одной покупки составит в среднем всего 35 рублей, однако общий дневной заработок проекта превысит 1 млн. рублей. Привлекательность новой модели для проекта очевидна, особенно с учетом того, что она не отменяет предыдущей CPC модели.
Однако тревожным сигналом для отечественного рынка электронной коммерции является не само повышение прибыльности сервиса Яндекс.Маркет в связи с введением новой модели, а ее побочный эффект - если россияне уже привыкли совершать покупки, начиная с Яндекс.Маркета, то с появлением на портале возможности сразу оформить заказ, а в дальнейшем – оплатить его и заказать доставку, покупатели могут привыкнуть завершать свои онлайн-покупки там же, на Маркете.
У покупателя уже есть удобный сервис сравнения цен, отзывов о товарах и магазинах. Поэтому в случае внедрения столь же удобного покупательского интерфейса, многие онлайн-продавцы рискуют превратиться в поставщиков Яндекс.Маркета. И единственной возможностью выделиться среди огромного количества конкурентов и оказаться в самом верху списка предложений станет демпинг или предоставление Яндекс.Маркету комиссии, большей, чем стандартный 1%. При возникновении такой ситуации интернет-магазинам будет крайне сложно повышать свою прибыльность. К тому же при кажущейся малой величине комиссии в 1%, для интернет-магазинов, работающих в товарных категориях с высокой конкуренцией (бытовая, цифровая, мобильная техника), а также – реализующих дорогие товары, эта ставка может оказаться критической.
К чему приведет обновление Яндекс.Маркета, мы сможем увидеть только после полноценного внедрения клиентского сервиса (оформление заказа, оплата, доставка) и, конечно же, после того, как российские интернет-покупатели с ним познакомятся и привыкнут к нему. Однако можно смело предположить, что возможность выбрать из сотен предложений различных интернет-магазинов, сформировать заказ из товаров, которые не встретишь на одном сайте, а также - удобно оплатить и получить заказ вовремя, может оказаться для покупателей очень привлекательной.