В период майских праздников количество оплат по курсам дополнительного образования выросло в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, рассказали «Известиям» в Qiwi.
— Мы проанализировали образовательные расходы россиян и видим, что самыми популярными направлениями обучения для взрослых стали языки, тренинги по продажам, созданию бизнеса и личностному росту, а для детей — иностранные языки и курсы подготовки к ЕГЭ и ГИА для школьников, — рассказала «Известиям» директор по развитию массовых сервисов Qiwi Виктория Кияченко.
По итогам I квартала 2020 года, согласно подсчетам компании, оборот в категории дополнительного образования вырос на 20% к тому же периоду прошлого года, а средний чек за курсы увеличился вдвое и достиг 8388 рублей.
Онлайн-обучение действительно переживает настоящий бум, подтверждает СЕО и партнер платформы «Теории и практики» Надежда Макова. За время самоизоляции по сравнению с докарантинным временем произошел двукратный рост количества заявок в Skyeng на все индивидуальные занятия для взрослых и детей, рассказал «Известиям» управляющий партнер сервиса Александр Ларьяновский. Кроме того, в 2,5 раза вырос трафик на сайт.
На «Лекториуме» трафик с середины марта к середине мая вырос в три раза, сообщила директор по развитию компании Анастасия Грибановская. Спрос на платные курсы увеличивался пропорционально, указала она. При этом заинтересованность в бесплатных занятиях росла еще больше. По ее словам, на «Лекториуме» с 16 марта по 16 мая зарегистрировалось 40 тыс. новых пользователей.
— Бум совпал не столько с началом самоизоляции, сколько с переходом школ на дистанционный режим. Мы связываем рост трафика именно с потребностью найти контент для школьников, — сказала она.
Руководитель и сооснователь проекта 4brain.ru Евгений Буянов приводит схожую статистику. Спрос на образовательные курсы на карантине вырос в коммерческом направлении в 2–2,5 раза, а в некоммерческом — в пять раз.
На платформе Coursera в России с середины марта до середины мая 2020 года зарегистрировалось в восемь раз больше студентов (354 тыс. новых пользователей), чем за тот же период год назад, рассказал «Известиям» руководитель региона EMEA компании Энтони Таттерсолл. Россияне записались на занятия свыше полумиллиона раз, что почти в пять раз больше, чем год назад.
Александр Ларьяновский обратил внимание на изменение предпочтений со стороны пользователей.
— У взрослых мы видим изменение запроса: те, кто учился в развлекательных целях, стали быстро переориентировать цели на карьерные задачи — как сохранить или получить работу. В обучении детей тоже есть изменения: если раньше большинство родителей интересовали только оценки, то теперь они поняли, что не знают, как их ребенок учился все эти месяцы. Поэтому появился запрос найти пробелы в знаниях и устранить их, — сказал он.
Анастасия Грибановская обратила внимание на вовлеченность пользователей по всем пунктам — глубина просмотра, время на сайте, запись на курс, снижение количества отказов. А Евгений Буянов увидел, что люди не только стали больше покупать, но и учиться эффективнее — чаще доходить до конца и выполнять больше заданий.
По словам представителя Coursera, самые востребованные на ресурсе — темы здравоохранения и психического здоровья. Некоторые направления на платформе остаются популярны и сейчас: Data science (наука о данных), бизнес и технологии для смены или повышения квалификации, «Машинное обучение» от Стэнфордского университета, «Программирование для всех» от Мичиганского университета и «Финансовые рынки» от Йельского университета.
В Qiwi ожидают, что в первом полугодии 2020 года рынок продолжит расти. В связи с пандемией коронавируса и режимом самоизоляции количество детей и взрослых, занявшихся дополнительным образованием, увеличится.
С уходом школьников на каникулы спрос на курсы постепенно снизится, считает Анастасия Грибановская. Того же мнения придерживается и Евгений Буянов — на летних каникулах интерес к онлайн-обучению просядет, к этому добавится еще и экономический спад.
Но если случится вторая — осенняя — волна пандемии, то рост клиентской базы как во взрослом, так и в школьном направлениях ускорится, прогнозирует Александр Ларьяновский. Спада востребованности онлайн-обучения он не ожидает, поскольку образование в кризисы росло всегда.
За счет организации просветительских образовательно-развлекательных программ компании смогут вовлечь сотрудников в полезную и развивающую деятельность, что снизит уровень стресса, повысит продуктивность и даст силы для второго рывка — восстановления и поддержки бизнеса после кризиса, считает Надежда Макова.
Анна Устинова