Новые проекты
О том, что Apple TV+ и HBO Max ведут переговоры с российскими студиями о создании эксклюзивных фильмов и сериалов, «Известиям» рассказал источник в одной из кинокомпаний. Конкретных игроков, с которыми вели консультации зарубежные платформы, он не назвал.
— Речь идет о крупнейших компаниях типа 1–2–3 Production, «Водород», Yellow, Black & White, «Русское», — отметил он, добавив, что студиям было бы интересно сотрудничество с обеими платформами и по нескольким проектам одновременно.
По информации другого собеседника «Известий», Apple TV+ среди прочих вела переговоры с компаниями Art Pictures, Hype Production и «Водород», а HBO — c Art Pictures и «Водородом». При этом источник допустил, что участников, с которыми так или иначе обсуждалось сотрудничество, скорее всего, больше.
Факт переговоров американских стриминговых платформ подтвердил «Известиям» и собеседник в одном из крупных медиахолдингов. Это «постоянный процесс», отметил он.
Консультации Apple TV+ проходили около месяца назад, добавил один из известных телепродюсеров. При этом выход HBO Max на российский рынок в данный момент он считает маловероятным, поскольку пока у платформы нет здесь «серьезной структуры».
В пресс-службах Apple, HBO Max и WarnerMedia, в которую входит HBO Max, а также в 1–2–3 Production и Yellow, Black & White не ответили на запросы «Известий». В офисе «Водорода» и представители Hype Production и Art Pictures Studio отказались от комментариев.
Новый тренд
Ранее об аналогичных переговорах другой крупной зарубежной платформы, Netflix, сообщал «Коммерсант». По его информации, сервис уже заключил первый контракт — с входящей в «Газпром-медиа» студией 1–2–3 Production. Согласно нему, компания должна произвести для платформы современную версию «Анны Карениной».
Эксклюзивное создание сериалов для какой-либо платформы — это новый тренд, заменивший покупку того или иного готового проекта. Онлайн-кинотеатры приобретают эксклюзивный контент для повышения лояльности аудитории, пояснил глава аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Для полноценной работы онлайн-кинотеатру нужна библиотека фильмов и сериалов от 10 тыс. тайтлов, а также непрерывный поток эксклюзивного, оригинального контента — не менее нескольких десятков наименований в год, оценивает аналитик. По его данным, средняя стоимость создания одного сезона сериала составляет около 500 млн рублей, а инвестиции в библиотеку неэксклюзивного контента оцениваются не менее чем в 1 млрд рублей.
HBO Max принадлежит американской WarnerMedia. Сервис был запущен в 2020 году, но пока не доступен в России. Контент киностудии HBO представлен на сервисе Amediateka. Но с учетом информации о переговорах с российскими кинокомпаниями речь может идти о полноценном запуске HBO Max в России.
— Если работа HBO Max и Apple TV+ в России будет идти планомерно, в год будет создаваться не менее 100 оригинальных проектов с учетом импортного контента, тогда это будет иметь целесообразность, — считает Денис Кусков. В этом случае у зрителя будет постоянный поток нового контента, и оба сервиса смогут успешно конкурировать с другими работающими в России онлайн-кинотеатрами.
По данным Telecom Daily, несмотря на то что Apple TV+ был запущен уже полтора года назад, по итогам 2020-го его смотрели не более 1,2% всех зрителей российских онлайн-кинотеатров. Для сравнения, доля крупнейших игроков рынка — Ivi, «Кинопоиска» и Okko составляет 34, 21 и 11% соответственно, доля американского Neflix — 9%.
Apple неактивно инвестирует в свой онлайн-кинотеатр и на платформе мало проектов, объясняет Денис Кусков небольшие цифры Apple TV+ в России.
— Сейчас это (возможная покупка сериалов у российских киностудий. — «Известия») проба пера, потому что никто не знает, как инвестиции отыграются. Но все двигаются в эту сторону, — отмечает аналитик, приводя в пример действия Netflix по покупке сериалов в России.
Первыми такими проектами в 2016–2017 годах стали шесть сериалов продюсерской компании «Среда», среди которых «Мажор», «Метод» и «Фарца». А в 2019 году видеосервис Start, принадлежащий продюсерам Yellow Black & White и холдингу «Газпром-медиа», за $1 млн продал Netflix права на «Лучше, чем люди», ставший первым российским сериалом, который демонстрировался на платформе в разделе Originals. Вторым таким проектом стала «Эпидемия», которую продали платформе в 2020 году за $1,5 млн. Проект создали управляющие телеканалом «ТВ-3» продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов.
По словам Дениса Кускова, в будущем рынок придет к тому, что порядка 70–75% всей аудитории онлайн-видеосервисов аккумулируют около четырех крупных игроков, а остальная аудитория будет приходиться на нишевые продукты.
Марина Бочкарева