Конфликты вокруг оказания контент-услуг с использованием мобильных телефонов длятся уже много лет, а любая попытка пресечь нарушение прав пользователей приводит к появлению нового способа мошенничества. Причем сами операторы чаще всего отказываются нести ответственность, так как услуги де-юре предоставлялись третьими лицами (так называемыми контент-провайдерами, а также агрегаторами, субпровайдерами и так далее). Именно на них перекладывалась вина за распространение ложной информации о цене отправки SMS на короткий номер, оформление рассылки без ведома пользователя и прочее. Сами операторы процесс подписок зачастую не контролируют, но беспрекословно перечисляют порой многотысячные суммы в пользу партнеров.
Мухи от котлет
По оценкам депутатов Госдумы, каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более 10 млрд рублей. «Мошенники выбирают самую незащищенную и доверчивую часть населения – детей и пожилых граждан. У данной группы граждан, как правило, отсутствует реальная возможность получить подробную информацию о подключенной услуге, а также отсутствует возможность защитить свои права», – констатировали парламентарии, объясняя необходимость принятия нового закона.
Предусмотренная ими процедура призвана помочь пользователям защитить внесенные для оплаты разговоров и иных услуг связи деньги от покушения мошенников: оператор по заявлению абонента обязан открыть ему отдельный счет, исключительно с которого будет списываться плата за контент-услуги. Таким образом, пользователь сможет предупредить оформление подписок на прогноз погоды или доступ к порносайту. «Часто дети отправляют SMS-сообщения на платные номера. Если на контентном счете не будет средств, то сделать они этого не смогут», – поясняет Роман Рудаков, управляющий менеджер Северо-Западного подразделения компании «МегаЛабс» (группа «МегаФон»).
Но на самом деле не всё так гладко. Во-первых, по закону спецсчет должен использоваться, только если контент-услуга оказывается не самим оператором, а совместно с третьими лицами (провайдерами). А потому, даже если абонент и открыл дополнительный счет с нулевым остатком, немалые суммы за якобы подключенные им «гудки», викторины и тому подобные услуги, которые предлагает сама сотовая компания, будут исчезать с основного счета. Во-вторых, далеко не всю навязываемую «дребедень» операторы считают контент-услугами. Следовательно, контентный счет опять же не защитит от ежемесячного списания немалых сумм.
Открыть спецсчета можно, теоретически, с 1 мая. Все опрошенные операторы требуют для этого личной явки абонента в офис обслуживания, подачи письменного заявления, а порой и несколько дней для его рассмотрения. По мнению самих сотовиков, такой сервис будет мало востребован. Например, по оценкам ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), отдельный счет откроет не более 5 – 10 процентов потребителей.
Причем на сайте ни одного из операторов журналисту «Фонтанки» не удалось обнаружить правил открытия и ведения контент-счетов и проведения операций по ним. Более того, «МТС» еще 21 апреля выставили своим клиентам «ультиматум» – в десятидневный срок отказаться от новых правил или, по умолчанию, согласиться с ними. При том, что сам документ, отношение к которому должен выразить абонент, опять же отсутствует. Предоставить его «Фонтанке» пресс-служба оператора также отказалась.
Молчание – знак согласия
Закон допускает предоставление контент-услуг клиентам, не проявившим активность и уклонившимся от открытия спецсчета. В этом случае оператор вместе с провайдером может на законных основаниях рассылать «гудки», мелодии, подписки и прочие, но только «с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». Также оператор обязан предоставить потребителю исчерпывающую информацию об услуге, ее цене, свойствах и тому подобном. «Таких мер абсолютно достаточно для клиента, чтобы совершать осознанные покупки, быть полностью информированным об услугах их стоимости на всех этапах, контролировать расходы и объем услуг», – поясняют в пресс-службе «Билайна».
В «МТС» согласием абонента на получение контентной услуги признают выполнение любых фактических действий, в том числе отправку SMS- или MMS-сообщения, USSD-запроса, голосового вызова, wap-/web-запроса на короткий номер. Другие компании заявили, что усложнили процедуру заказа контент-услуг. Например, вместо одного SMS на короткий номер теперь надо отправлять два (второе в качестве подтверждения заказа и согласия с ценой). «Поправками в закон вводится обязанность оператора получать «выраженное действием» согласие абонента на получение контентной услуги (такой запрос получил название АоС или Advice of Charge)», – поясняет Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций группы «Tele2». Схожие процедуры ввели также в «Мегафоне».
А вот, по словам Марии Георгиевской из «Билайна», существенных изменений для клиентов этого оператора не произойдет, так как он превентивно ввел процедуру подтверждения заказа еще в 2013 году. «Для выражения намерения воспользоваться сервисом контент-провайдера абоненту необходимо не только отправить запрос на короткий номер или ввести свой номер телефона на сайте, но и обязательно подтвердить свое намерение введением пароля на странице оператора (Landing page)... Новый подход к предоставлению клиентам услуг контент-провайдеров позволил снизить количество обращений по данному вопросу в 6,5 раза», – отмечает Мария Георгиевская.
Такая процедура призвана предупредить одну из популярных схем мошенничества – подключение подписок через входящие SMS-сообщения. Якобы сами пользователи заходят на сайты контент-провайдера, вводят свой номер телефона, получают сообщение с паролем и так далее. Правда, уже есть примеры того, что запуск процедуры авторизации через Landing page не защитил абонентов «Билайн» – факт подключения подписки без ведома пользователя подтвердил арбитражный суд.
Павел Нетупский