Вчера стали известно содержание поправок к ст. 12 закона "О связи", которые депутаты Владимир Бессонов, Виктор Коломейцев, Николай Коломейцев и Иван Никитчук на днях внесли в Госдуму. В документе говорится, что "в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей" операторы должны отдавать приоритет российскому оборудованию связи. Иностранное оборудование можно использовать, если нет аналогичного российского.
Как отмечается в пояснительной записке, сейчас более 90% оборудования информационно-телекоммуникационных сетей выпущено за рубежом. Ежегодный объем закупок оценивается в более чем 300 млрд руб. Также иностранцы, например шведская Ericsson или китайская Huawei, занимаются техподдержкой и обслуживанием сетей. "Потеря контроля и управляемости национальных сетей может привести к серьезным, если не катастрофическим, последствиям",— говорится в записке. Также депутаты отмечают, что к оборудованию американских Cisco и Juniper, по данным немецкого Der Spiegel, могут подключаться агентство национальной безопасности США.
Развитие отечественного оборудования было приоритетной задачей Минкомсвязи несколько лет назад, когда министерство возглавлял Игорь Щеголев (то есть в 2008-2012 годах). Он провел ряд встреч с крупнейшими производителями, убеждая их открыть локальное производство. Вендоров должен был подстегивать и тот факт, что в конкурсе на право строительства сетей мобильного Wimax, который состоялся в 2009 году, было требование строить сети только на отечественном оборудовании. Но в результате на формально отечественном оборудовании (выпущено на СП Nokia Siemens Networks, "Микрано" и "Роснано") была построена только одна сеть LTE в Чечне. Подходит ли это оборудование под требования новых поправок, в Nokia Siemens Networks вчера уточнить не смогли. Оно соответствует требованиям, ранее разработанным Минпромторгом и Минкомсвязи, но депутаты приводят иные критерии.
Минкомсвязи пока не знакомо с законопроектом и не готово пояснить, создаст ли он серьезные сложности для операторов и готово ли министерство идею поддержать. Крупнейшие мировые производители оборудования вчера либо не смогли, либо не захотели прокомментировать поправки. Собеседник "Ъ", близкий к одному из вендоров, лишь отметил, что "по сравнению с Азией, производство в России абсолютно нерентабельно".
Основные потребители оборудования, операторы "большой четверки" не поддерживают поправки. "Эту инициативу можно сравнить с попыткой пересадить чиновников на отечественные автомобили. Российское оборудование связи не обладает необходимыми характеристиками, чтобы обеспечить качественную связь в условиях агрессивного роста трафика",— указывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. В "Вымпелкоме" считают, что в текущем виде законопроект может "парализовать работу операторов". "В частности, непонятно, как поступать в ситуации, если, например, на момент заключения контракта с иностранным производителем российского аналога оборудования не существовало, а через некоторое время он появился. Опять же, если существует только один российский образец, то цена на него может быть монопольно высокой, что может вызывать удорожание оказываемых услуг",— обращает внимание пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. Кроме того, операторы могут получать скидки от зарубежных производителей за счет объемов закупок и их синергии с закупками других компаний, в случае "Вымпелкома", к примеру, с закупками Vimpelcom Ltd (материнская компания), а сэкономленные средства направлять на улучшение качества сетей, отметила госпожа Айбашева.
По ее словам, сейчас в России отсутствуют полноценные локальные производители "активного" операторского оборудования — базовых станций, контроллеров, коммутаторов. В "МегаФоне" не стали комментировать поправки. В "Ростелекоме" также настаивают, что сначала необходимо создать конкурентную производственную базу, иначе "решение может остановить строительство и модернизацию сетей". Кроме того в компании напомнили, что у России есть обязательства перед ВТО, которым новый закон может противоречить.
Анна Балашова