Депутат от "Единой России" Илья Костунов внес вчера в Госдуму законопроект по борьбе с недобросовестной рекламой по сетям связи. Он предлагает создать базу номеров "Не беспокоить" — федеральную информационную систему, в которой будут храниться номера, владельцы которых наложили запрет на получение рекламных текстовых и голосовых сообщений. В базе будет открытая часть, где будут публиковаться 10 цифр номера, и закрытая — c персональной информацией о его владельце. Кто будет создавать базу, обеспечивать ее функционирование, а также финансировать эти работы, должно определить правительство, сказано в пояснительной записке.
Сейчас по закону "О рекламе" распространение рекламы по сетям связи разрешено только при наличии согласия абонента на получение таких сообщений. Человек может в любой момент потребовать прекратить такие рассылки, даже если раньше давал согласие их получать. Однако, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, часто рекламодатели "прячут такое согласие в тексты анкет, договоров и других документов, которые потом действуют не один год". Кроме того, в законе не указан субъект, которому абонент должен дать согласие или отказ на получение рекламы. Включение номера в базу "Не беспокоить" будет прямым запретом на получение рекламных сообщений и будет иметь приоритет над данным ранее согласием абонента на получение рекламы, предлагает депутат Костунов.
В законопроекте не указано, на борьбу с недобросовестной рекламой в каких сетях связи, фиксированных или мобильных, он направлен. Сильнее всего от подобных навязанных им коммуникаций страдают сотовые абоненты, отмечает партнер ACM-Consulting Оксана Панкратова. По ее словам, в первую очередь речь тут идет о текстовой рекламе: доля спама в сетях "большой тройки" сейчас достигает 8-10% от общего SMS-трафика.
Представители "большой тройки" раскритиковали предложенные депутатом меры. "Факт включения номера в какой-либо список не означает, что у нас появляется право по своему усмотрению не доставлять какие-либо отдельные SMS,— объясняет пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина.— Фильтровать SMS-рассылки на рекламные и нерекламные мы не имеем права в силу тайны связи". "Из текста законопроекта не до конца ясна схема защиты абонентов от нежелательных SMS, доступность этой базы будет только на руку недобросовестным рекламодателям",— обращает внимание руководитель службы по корпоративным коммуникациям "ВымпелКома" Наталья Ташкеева. И в МТС, и в "МегаФоне", и в "Вымпелкоме" отметили, что уже предоставляют абонентам возможность блокировать нежелательные SMS и создавать свои "черные списки". При этом операторы сами блокируют спам с коротких и буквенных номеров. Только в МТС, как уверяют в пресс-службе оператора, в месяц пресекается до 37 млн сомнительных текстовых рассылок.
Инициативу господина Костунова вчера раскритиковали и его коллеги. "Обременять индустрию дополнительным сервисом, который явно будет носить затратный характер, нецелесообразно",— цитирует "РИА Новости" замсекретаря "Единой России" и вице-спикера Госдумы Сергея Железняка.
Анна Балашова