Московский городской суд признал лидера хакерской группировки «Шалтай-Болтай» Владимира Аникеева (ник «Льюис») в незаконном доступе к компьютерной информации (статья 272 Уголовного кодекса). Хакер приговорен к 2 годам тюрьмы.
Аникеев был арестован сотрудниками Федеральной службы безопасности (ФСБ) еще прошлой осенью, но об аресте стало известно лишь в начале этого года. Также под стражей находятся сообщники Аникеева - Константин Тепляков и Александр Филинов. Дела в отношении них выделены в отдельное производство.
Аникеев признал свою вину и сотрудничал со следствием, в связи с чем его дело рассматривалось в особом порядке. Адвокат осужденного Хазрет Бежоев заявил, что его подзащитный доволен приговором, и вскоре он подаст ходатайство об условно-досрочном освобождении.
«Шалтай-Болтай» с 2014 г занималась кражей электронных переписок (электронная почта, Telegram и т.д.) высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов. В разное время жертвами «Шатлай-Болтай» становились премьер-министр Дмитрий Медведев, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Счетной Палаты Татьяна Голикова, глава Роскомнадзора Александра Жаров, медиа-магната Арам Габриэлян и другие.
Изначально украденные переписки выкладывались в общий доступ, затем «Шалтай-Болтай» стал выставлять их на аукцион на отдельном ресурсе - «Биржа информации».
Победитель аукциона получал «эксклюзивный» доступ к украденному массиву переписки.
Также, еще до выставления переписки на торги, хакеры предлагали владельцу переписки избежать ее опубликования и заплатить выкуп. Выкуп, как правила, платился в Bitcoin, Но в некоторых случаях его передавали лично. Собственно, Аникеев приехал в Россию с Украину, где он постоянно проживал, как раз для передачи выкупа, после чего он и был арестован.
Другими участниками группы являются Александр Глазастиков (ник «Болтай») и Андрей Некрасов (отвечал за «Биржу Информации»). Оба они скрылись в Прибалтике.
Официально первым потерпевшим по данному делу был признан Евгений Кисляков, вице-президент принадлежащей «Сбербанку» «Универсальной электронной карты». Он согласился выплатить хакерам выкуп за недопущением публикации его переписки.
Также официальное обвинение Аникееву было предъявлено во взломе переписок пресс-секретаря премьер-министра Наталья Тимаковой, телеведущего Дмитрий Киселева, сотрудника Управления внутренней политики Администрации Президента Тимура Прокопенко, помощника президента Андрея Белоусова и топ-менеджера группы «Суммы» Елены Морозовой.
В СМИ утверждалось, что «Шалтай-Болтай» применял различные способы получения информации: от слежки за своими жертвами в кафе, где якобы удавалось подсмотреть пароли, до использования фальшивых базовых станций сотовой связи и WiFi-хот-спотов (использовались для перехвата информации).
В СМИ назывались и разные версии того, чей именно взлом стал «красной чертой», после которой деятельностью «Шалтай-Болтай» занялись правоохранительные органы. По одной из версии, таким инцидентом стала кража электронной переписки замглавы Администрации Президента Владислава Суркова.
Впрочем, переписка Суркова публиковалась на украинском сайте «Киберхунта», а «Шалтай-Болтай», по крайней мере публично, не участвовал в ее распространении. Другая версия связан с кражей переписки сотрудников Минобороны, что вызвало беспокойство главы ведомства Сергея Шойгу из-за содержания в ней секретных материалов.
Наиболее интересным эпизодом в деятельности «Шалтай-Болтай» является возможное сотрудничество хакеров со своими «покровителями» из Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ. В конце прошлого года - то есть после ареста Аникеева - был задержан руководитель второго оперативного управления ЦИБ ФСБ Сергей Михайлов, его подчиненный Дмитрий Докучаев и руководитель отдела расследований «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов.
Данный фигурантам предъявлены обвинения в госизмене, подробности дела не известны. Но агентство «Росбалт» и телеканал «Царьград» утверждали, что арестованные сотрудники ЦИБ ФСБ как раз занимались покровительством «Шалтай-Болтаю».
Аникеев в ходе суда отрицал связь с ФСБ. А вот Глазастиков, находясь на свободе, говорил, что у Аникеева действительно была «крыша» в ФСБ, но кто именно, он не знает.