О недоверии правообладателей к показателям бизнеса онлайн-кинотеатров в пятницу журналистам сообщил исполнительный директор Ассоциации DVD-издателей Владислав Дядченко.
По его словам, рынка видеоконтента как такового в России пока нет. "Тенденция такова, что если в 2008 г. появились первые онлайн-кинотеатры, например "Видео.ру", которые громко заявили о себе, а потом, через год-два, такие проекты как Now.ru, Zoomby.ru и Ivi.ru, то за последнее время не появляется ничего нового. Начинают потихоньку умирать те ресурсы, которые быстро выскочили на этот рынок, решив, что наступила эра цифрового контента", - отметил он.
Проблема в том, что многие существующие площадки, считает Владислав Дядченко, с 2008 г. так и не вышли в прибыль - они либо проживают деньги инвесторов в убытках, либо только достигли операционной безубыточности. "О каких-то деньгах и глобальном росте выручки этих компаний пока говорить не приходится", - констатирует он.
Основной проблемой для видеосервисов, по мнению представителя Ассоциации, является потребность правообладателей в достаточно больших отчислениях за права. "Деньги правообладатели просят большие - такие, которые онлайн-кинотеатрам невозможно отбить, имея на один легальный сайт в стране 10 тыс. пиратских, у которых тот же самый контент, но бесплатный", - считает он.
По его мнению, вопрос с отчислениями за права сможет решить глобальная лицензия на распространение контента. "Выручка правообладателей должна увеличиваться", - подчеркнул Владислав Дядченко.
Менеджеры онлайн-видеосервисов не согласны с оценкой Ассоциации DVD-издателей. Руководитель лицензионного департамента видеопортала Zoomby.ru Александра Орлова отметила, что не наблюдает предпосылок к скорому падению рынка ОТТ-видеосервисов. "Напротив, на рынке присутствует позитивная тенденция. Количество уникальных пользователей Zoomby к ноябрю 2014 г. достигло 19 млн", - подчеркнула она, добавив, что сервис в основном использует схему разделения доходов от рекламы, нежели отчисления правообладателям.
Источник ComNews на рынке онлайн-видео отмечает, что проблема российских правообладателей заключается в том, что они не хотят работать без минимальной гарантии на видеопродукцию (правообладатели передают видеосервису контент в обмен на часть будущей выручки от него. При этом минимальные гарантии являются достаточно крупной суммой - Прим. ComNews).
"Многие правообладатели не готовы делить рынок вместе с онлайн-видеосервисами, хотят получать сразу миллионы рублей за один фильм. Но так индустрию легальных онлайн-кинотеатров не построить. Чтобы бизнес сложился, надо создавать отрасль, постепенно развивая ее, необходимо быть гибким", - отметил источник, добавив, что схема разделения доходов от рекламы между видеосервисами и правообладателями все более популярна.
Сегодня, когда DVD-рынка больше нет, когда ТВ сокращает закупки фильмового контента, лицензионные видеосервисы – единственная возможность для правообладателя заработать на фильме после проката в кинотеатрах, считает представитель пресс-службы Ivi.ru. Он привел в пример исследование рынка онлайн-кинотеатров IKS-Consulting, в котором прогнозируется шестикратный рост объемов этого сервиса к 2018 г.
Руководство онлайн-кинотеатра TVzavr.ru видит внутри компании положительную динамику и рост доходов видеосервиса." Прогноз по рынку видеорекламы на следующий год - рост на 40%, поэтому говорить о вымирании видеосервисов пока рано. Немногие рынки растут такими темпами", - считает генеральный директор TVzavr.ru Сергей Лившиц.
Статистика Rutube показывает, что спрос на бесплатное видео растет, так же как и объем рекламного рынка, констатирует генеральный директор этого видеосервиса Елена Сахарова. "Трафик, просмотры, глубина просмотров по сравнению с прошлым годом выросли в среднем в два раза. И, учитывая тот факт, что еще не все регионы полностью покрыты ШПД, запас для роста достаточно большой", - прогнозирует она.
По ее словам, сейчас можно отследить, какой контент у пользователей пользуется популярностью, а какой нет. "Поэтому схема разделения доходов, которая существует в настоящее время, наиболее эффективна и, самое главное, справедлива - чем интереснее контент, тем больше зарабатывает правообладатель", - рассказывает Елена Сахарова.
"Если пользователям придется платить 300 руб. за возможность смотреть видео в Интернете, это, с одной стороны, уравняет качественный и некачественный контент и избавит производителей от конкуренции и, как следствие, необходимости повышать качество своего контента", - рассуждает гендиректор Rutube.
С другой стороны, сетует Елена Сахарова, такой шаг сильно снизит конкуренцию между легальными площадками, закрыв доступ к правообладателям, что негативно скажется на развитии легального Рунета.
Напомним, понятие глобальной лицензии (фиксированный сбор в пользу правообладателей) введено в законопроекте о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в Интернете. Согласно концепции глобальной лицензии, пользователи Сети будут платить оператору за доступ к Интернету и дополнительно 25 руб. ежемесячно в пользу правообладателей. Операторы будут отчислять полученные от пользователей средства организации по коллективному управлению правами. В свою очередь она будет выплачивать правообладателям лицензионное вознаграждение. Его сумма для каждого правообладателя будет рассчитываться на основе сведений об использовании объектов интеллектуальной собственности.
Эту концепцию осудили РАЭК и Медиакоммуникационный союз, назвав ее недоработанной и даже вредной. Правообладатели со своей стороны считают, что глобальная лицензия поможет сформировать в России систему управления интеллектуальными правами.
Елизавета Титаренко