О заявлении г-на Дурова сообщил в своем Twitter пользователь @xnutsive, который также принимал участие в конференции GMIC. «ВК собирается монетизировать музыку и выплачивать роялти лейблам «как спотифай» через несколько месяцев, говорит @durov», — сказано в его микроблоге. Spotify — шведский музыкальный сервис, предлагающий легальное прослушивание музыки многих мэйджор и независимых лейблов, включая Sony, EMI, Warner Music Group и Universal.
Коммерциализация сервиса устроена следующим образом: новый пользователь получает демоверсию приложения, которая позволяет прослушивать музыку на протяжении полугода без ограничений, после чего возможность воспроизведения треков ограничивается десятью часами в месяц. Помимо этого, пользователю приходится прослушивать рекламную информацию между песнями. Платный аккаунт в Spotify отключает воспроизведение рекламы и другие ограничения. Цена ежемесячной подписки варьируется от 5 до 10 долл.
«Мы обсуждаем три-четыре различных сценария. Какой будет реализован, говорить преждевременно», — заявил РБК daily замгендиректора «ВКонтакте» Илья Перекопский, добавив, что переговоры ведутся со всеми крупнейшими музыкальными лейблами, в частности с Леонидом Блаватником, владельцем Warner Music Group. Он также подчеркнул, что возможность загружать собственные аудиозаписи у пользователей соцсети никто отбирать не будет. На вопрос о том, когда новый аудиосервис будет запущен, г-н Перекопский ответил, что «ясности пока нет».
Свое участие в переговорах РБК daily подтвердил гендиректор компании Universal Music в России и СНГ Дмитрий Коннов. Он отказался комментировать обсуждаемую модель сервиса. На встрече с г-ном Перекопским также присутствовали представители Sony Music Entertainment (Russia). «Вопрос переговоров с «ВКонтакте» является для нас стратегически важным. К сожалению, мы не можем распространять какую-либо информацию о переговорах или коммерческих условиях без согласования с главным офисом нашей компании в Лондоне», — сообщил менеджер по работе с цифровыми партнерами компании Валерий Магитсон, пообещав раскрыть подробности грядущих изменений в работе соцсети позже.
Решение о создании платного аудиосервиса, судя по всему, принимал лично г-н Дуров. «Мы это не будем комментировать, так как это внутренний операционный вопрос «ВКонтакте», а не USM как акционера», — заявили РБК daily в пресс-службе холдинга USM (владеет почти 40% акций компании). Крупнейший акционер «ВКонтакте» — фонд UCP — оставил запрос РБК daily без ответа.
На сегодняшний день крупнейшим российским сервисом легальной музыки является «Яндекс.Музыка». Помимо веб-версии он также представлен в виде мобильных приложений для разных платформ. «Веб-сервис получает деньги от рекламы, а мобильное приложение — от платной подписки. Мы продолжаем экспериментировать над разными моделями монетизации, потому что понимаем: наши пользователи — разные. Есть пользователи, которые заходят на сервис время от времени, чтобы найти любимый трек или фоном послушать музыку. А есть меломаны, которые слушают много разной музыки, собирают и структурируют каталоги треков, следят за новинками. В каждом случае уместны свои модели монетизации», — описала модель монетизации «Яндекс.Музыка» менеджер по работе со СМИ компании Екатерина Карнаухова. По данным аналитической компании comScore за август этого года, ежемесячно «Яндекс.Музыка» посещают более 18 млн слушателей из России, Украины, Беларуси и Казахстана.
После того как новость о монетизации аудиоконтента «ВКонтакте» появилась на сайте РБК daily, официальный представитель соцсети Георгий Лобушкин был вынужден прояснить ситуацию для пользователей. «Речь может идти о создании каких-то дополнительных сервисов. Но планов по введению платного доступа к музыкальной библиотеке нет», — приводит слова г-на Лобушкина сообщество LIVE, специализирующееся на описании изменений и нововведений «ВКонтакте».«ВКонтакте» так долго приучали пользователей не платить за контент. Поэтому вот так вот по щелчку пальцев заставить их тратить деньги на то, что им кажется должно быть бесплатным по определению, будет крайне сложно. Мне кажется, что пользователи соцсети скорее согласятся смотреть рекламу, чем потратят даже символические 15 руб. за композицию», — уверен гендиректор коммуникационного агентства «Социальные сети» Денис Терехов.
Евгений Красников