С сентября 2008 г. по январь 2009 г. число точек, которые торгуют компьютерными CD с пиратским ПО, сократилось в два раза, рассказал репортеру ComNews вице-президент антипиратской ассоциации "Русский щит" Олег Яшин. По его словам, такие точки остались только в крупных торговых центрах: розничное пиратство не выдерживает конкуренции с интерент-пиратством. "Диски с софтом как носители отмирают, и пираты мигрируют в Интернет, - пояснил Олег Яшин. - Кто-то мигрирует в видео-пиратство – точки, которые торговали DVD, остались и существуют". При этом среди продавцов, которые занимались продажей легального компьютерного софта, заметного падения продаж нет – впрочем, нет и роста, притом что сентябрь-январь – пиковое время пиратских продаж. Олег Яшин объясняет это тем, что сетевые продажи компьютерных дисков не до конца развиты.
Руководитель пресс-службы "Акадо-Столица" Дмитрий Захаров соглашается, что все больше людей не покупают контрафактное ПО на физических носителях, а скачивают его из Интернета: "Причина проста: потребители экономят". По его словам, средний платеж столичному провайдеру по безлимитному тарифу со скоростью в несколько мегабит в секунду составляет 400-500 руб. в месяц - за эти деньги можно купить не более 5 пиратских носителей с ограниченным числом программ.
Дмитрий Захаров отмечает, что пиратство, которое задействует CD для распространения контрафактной продукции - крайне криминализированный бизнес, а бизнеса по распространению контрафактного ПО в Интернете, как такового, нет. "Это тоже нарушение закона, но прямые получатели выгоды от распространения - в основном, не 2-3 представителя криминального мира, а сами пользователи, - поясняет он. - Таким образом, провайдеры и развитие пиринговых сетей сильно подрывают существование криминализированного бизнеса по продаже CD с контрафактным ПО. Можно отметить и другой позитивный момент: уход потребителя от модели покупки пиратского CD может быть шагом к приобретению легального ПО через Интернет". В этом случае правообладателям нужно придумать модели работы с потребительским сообществом. У "Акадо", например, это услуга "Акадо.Антивирус", заключает Дмитрий Захаров: "Со своего счета абонент может заплатить не только за Интернет, но и еще за месяц использования антивирусной программы. Нельзя сказать, что услуга сверхпопулярна, но заслуженным интересом она пользуется. Что подтверждает желание и возможность потребителей при правильном подходе платить за ПО".
Анна Афанасьева