Об этом говорится в исследовании рынка платного ТВ в России, опубликованном вчера J’son & Partners Consulting. За прошедшие полугодие 16,3 млрд руб. от общего объема рынка пришлись на сегмент кабельного телевидения, 10,6 млрд руб. – на спутниковое ТВ, а доля IPTV (Internet Protocol Television) составила 5 млрд руб.
"На конец первого полугодия 2014 г. абонентская база пользователей услуги платного ТВ в России составила 37,1 млн домохозяйств, что на 6% выше, чем в начале этого года. Проникновение платного ТВ составило 68%, - говорится в сообщении J’son & Partners Consulting. - Наибольший рост абонентов происходил в сегментах спутникового ТВ и IPTV. За период с 2012 г. по первое полугодие нынешнего года темп роста абонентской базы спутникового телевидения составил 30%. Абонентская база IPTV за тот же период увеличилась в 1,7 раза".
По прогнозам J’son & Partners Consulting, рост абонентской базы платного телевидения в России продолжится, и к 2018 г. количество абонентов увеличится до 45,3 млн домохозяйств, а проникновение услуги платного телевидения достигнет 83%. Также в период с первого полугодия 2014 г. по 2018 год ARPU платного телевидения вырастет на 15 руб./мес. и достигнет отметки в 158 руб./мес.
Тем не менее, по прогнозам J’son & Partners Consulting, в целом ожидается замедление темпов роста рынка платного ТВ до 2,5% к 2018 г. По мнению эксперта компании, в перспективе рост рынка платного телевидения в России будет обусловлен постепенным перетоком абонентов из социального малоканального телевидения в сегменты спутникового ТВ, кабельного цифрового ТВ и IPTV.
"Данная тенденция будет обусловлена политикой операторов: в борьбе за удержание абонентов компании продолжат предлагать все больше дополнительных сервисов, например, таких как видео-по-запросу", - резюмировал эксперт J’son & Partners Consulting.
По данным компании, крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России по итогам первого полугодия 2014 г. являются ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ" – доля рынка у компании 29%) , ОАО "Ростелеком" (21%), ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС -7%), ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ru" - 7%) и ООО "Орион-Экспресс" (6%).
В целом, игроки рынка согласны с выводами и прогнозами развития рынка платного ТВ от J’son & Partners Consulting.
"На сегодняшний день доля "Триколор ТВ" на рынке составляет порядка 30%. Это накладывает на нас огромную ответственность по работе с нашими абонентами, и в дальнейшем мы планируем только увеличивать количество внедряемых новых сервисов и предлагать новые пакеты телеканалов. Однако и от первичных подключений мы отказываться также не собираемся, тем более что из исследования J’son & Partners очевидно: проникновение коммерческого ТВ в крупных городах уже практически достигло своего "потолка", - отметил в беседе с ComNews директор по маркетингу "Триколор ТВ" Александр Старобинец. - А вот в городах с населением менее 100 тыс. человек, в труднодоступных селах, в отдаленных регионах еще много работы. И самое выгодное с коммерческой точки зрения решение для таких регионов — DTH-телевидение, спутник"
По его словам, "Триколор ТВ" уже работает в этом направлении. Так, весной 2014 г. был запущен спутник "Экспресс АТ-1", который помог компании уже в два раза ускорить темпы подключений в Сибири, добавил Александр Старобинец.
"В декабре 2013 г. утверждена обновленная стратегия развития "Ростелекома", один из фокусов которой – лидерство в сегменте платного телевидения и дистрибуции "тяжелого" контента. В силу этого компания считает приоритетным развитие "Интерактивного телевидения" (IPTV) и его дополнительных сервисов (видео-по-запросу, управление просмотром, караоке и прочее)", - в свою очередь сказал репортеру ComNews представитель "Ростелекома".
По итогам первого полугодия 2014 г. количество абонентов IPTV "Ростелекома" выросло на 29% год-к-году до 2,4 млн. домохозяйств (около 6,5 млн. телезрителей). "Это выше темпов роста российского рынка в этом сегменте (+19%)", - подчеркнул представитель "Ростелекома".
Выручка от услуг платного ТВ "Ростелекома" выросла в первой половине года на 27% - до 7,0 млрд. руб., добавил он. По его словам, общая выручка от платного ТВ растет за счет расширения абонентской базы IPTV, а также за счет роста популярности дополнительных сервисов. "Например, количество покупок видео-по-заказу в первом полугодии 2014 г. выросло в 1,7 раза год-к-году и составило 3,3 млн. единиц. Всего сервис "Видеопрокат" в "Интерактивном ТВ" предлагает более 1,5 тыс. кинофильмов и сериалов разных жанров и лет, а также познавательные и образовательные программы, мультфильмы, концерты и другой контент", - резюмировал представитель "Ростелекома".
"Дом.ru" планирует дальнейшее увеличение доли в сегменте цифрового телевидения за счет перевода собственных абонентов с услуги аналогового на цифровое ТВ, а также за счет новых пользователей – как со свободного рынка, так и других операторов, которые любят смотреть современное качественное ТВ", - в свою очередь отметил в беседе с ComNews представитель "Дома.ru".
По его словам, ключевым драйвером дальнейшего развития станет популяризация цифрового ТВ, HD-каналов. Кроме того, заметно растет число дополнительных сервисов, добавил он. "Наиболее востребованными, по нашим оценкам, будут две функции: catch up, который дает возможность смотреть программы или фильмы после эфира, и мультискрин, позволяющий потреблять телеконтент с того устройства, которое находится под рукой – смартфона, планшета или ПК", - сказал репортеру ComNews представитель "Дома.ru".
За счет того, что "Дом.ru" использует не IP-технологию, а гибридную, пользователь получает совершенно иное качество DVB-C-вещания, Интернета и интерактивных сервисов, добавил он. Представитель компании отметил, что "Дом.ru" уже предлагает пользователям максимум HD-каналов на российском рынке платного ТВ – 52. "И это не предел, ни одна IP-сеть такого разнообразия каналов высокой четкости обеспечить не может", - подчеркнул представитель "Дома.ru".
По словам директора по маркетингу "Орион Экспресса" Марии Жилиной, компания по-прежнему видит большой потенциал в переходе зрителей социального и бесплатного телевидения в сегмент спутникового ТВ, в проникновении в регионы. "Мы продолжим удерживать лидерство по соотношению "цена-качество", и рассчитываем, что это будет способствовать дальнейшему усилению наших позиций в top-5 рынка", - заключила в беседе с ComNews Мария Жилина.
Пресс-служба МТС вчера воздержалась от комментариев.
Андрей Федосеев