Правление Сбербанка во главе с Германом Грефом 29 января утвердило «неправообязывающее предложение» своей «дочки» «Сбербанк-АСТ» на приобретение за 5 млрд руб. АО «Центр развития экономики», владеющего крупнейшей площадкой для закупок госкомпаний B2B-Center. Документом (копия есть у “Ъ”) центру перспективных направлений бизнеса Сбербанка поручено провести проверку компании для определения целесообразности сделки до 15 апреля. Подписать ее планируется 30 апреля, закрыть — во втором квартале. В предложении «Сбербанка-АСТ» указано, что сумма сделки может быть изменена.
ЭТП B2B-Center основана в 2002 году для обслуживания РАО ЕЭС и насчитывает более 350 тыс. клиентов. Ее акционеры — основатель компании Александр Бойко (39%) и фонды Da Vinci Capital (33,5%), Elbrus Capital (23%), Runa Capital и Alpha Associates. По словам участников рынка, компания частично принадлежит американцам, что в условиях санкций стимулирует ее продажу. Эта площадка лидирует в сегменте 223-ФЗ и нерегулируемых торгов (выручка в 2016 году — 1,2 млрд руб., чистая прибыль — 0,5 млрд руб., в 2017 году ожидается ее рост на 2%). В «Сбербанке-АСТ», согласно предложению о покупке, оценивают компанию в 4,1–6,1 млрд руб., а синергию от слияния — в 1,7 млрд руб. В блоке «Корпоративный бизнес» Сбербанка оценка консервативнее — 3,8 млрд руб. «Сбербанк-АСТ» и управляющий партнер Da Vinci Capital Олег Железко сделку не комментируют, основатель B2B-Center Александр Бойко на звонки “Ъ” не ответил.
В документе о подготовке сделки «Сбербанк-АСТ» не скрывает, что она вызвана «законодательными изменениями, которые окажут негативное влияние на бизнес рынков закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ»: после перевода обеспечения госзакупок на спецсчета «“Сбербанк-АСТ” не сможет получать доход от инвестирования депонированных денежных средств». Закупки же малого бизнеса «будут переведены с 223-ФЗ на 44-ФЗ», из-за чего B2B-Сеntеr потеряет 8% клиентов. При этом, по данным «Сбербанка-АСТ», целевой оборот торгов на площадке в 2020 году — $60 млрд, а сделка позволит «создать лидирующего игрока во всех сегментах электронных торгов» и опередить конкурентов, в частности защититься от создания «рыночного лидера» Газпромбанком, который ведет переговоры о покупке ЭТП «Фабрикант», считают в «Сбербанке-АСТ».
По данным презентации менеджмента B2B-Сеntеr, на рынке закупок по 223-ФЗ эта компания (без учета площадок РЖД и «Роснефти») лидирует с отрывом в три раза от ЭТП Газпромбанка, далее следует «Фабрикант». По объему торгов по 44-ФЗ в 2016 году лидировал «Сбербанк-АСТ», который также озабочен «опасностью консолидации рынка Газпромбанком». В ЭТП Газпромбанка от комментариев отказались, глава «Фабриканта» Сергей Габестро объяснил готовность его продать «растущим рынком».
Между тем участники рынка закупок считают оценку компаний завышенной в полтора–два раза, отмечая, что продажа B2B-Center может быть связана с неудачными попытками ее владельцев войти в пул площадок для госзакупок, а в целом передел рынка закупок объясняется его закрытием из-за санкций и консолидации закупок банков и стратегических компаний на площадке оборонзаказа (также принадлежит «Сбербанку-АСТ»). Гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов связывает предстоящие изменения рынка с поправками в базовые законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также неопределенностью порядка отбора площадок для госзакупок и проведения закупочных процедур. «Одни игроки в этой ситуации оценивают свои риски, другие — дополнительные возможности»,— говорит он.
Анна Пушкарская, Евгений Хвостик, Алена Миклашевская, Кирилл Сарханянц, Роман Рожков