По ком звонят бабушки. «Ростелеком» объявил войну «Комстару»

Демонополизация рынка дальней связи привела к неожиданным последствиям. Традиционный лидер отрасли — «Ростелеком» впервые испытал на себе серьезное давление конкурентов. Оператор обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на «Комстар», который подозревается в недобросовестной рекламе и навязывании своих услуг столичным пользователям. Кроме того, компания распространила извещения, в которых предупреждает своих абонентов о случаях нарушения их прав, связанных с предложениями поменять оператора дальней связи.

На днях московские абоненты «Ростелекома» получили извещение об участившихся случаях нарушений прав пользователей услуг междугородной и международной связи. Как сообщается в извещении, нарушения связаны с «предложениями поменять оператора дальней связи», которые сам «Ростелеком» считает неправомерными. Обращение к абонентам является «вынужденным ответом» на действия ближайшего столичного конкурента «Ростелекома» — «Комстара», пояснили РБК daily источники, знакомые с ситуацией.


По словам директора департамента по связям с общественностью «Ростелекома» Андрея Любина, в последнее время абонентам, заключившим договор на постоянное обслуживание с «Ростелекомом», поступают звонки от «Комстара» с предложениями «сию минуту» поменять оператора при сохранении порядка набора номера и с более низкими тарифами. «На самом деле, согласно публичному договору-оферте, для повторного выбора оператора связи абоненту необходимо подать письменное заявление о смене оператора дальней связи и заплатить за услуги по переключению 200 руб.», — говорит г-н Любин. Он добавляет также, что при наборе международного или междугородного номера абоненты «Ростелекома» получают сообщение о якобы изменившемся порядке набора. При этом их извещают о необходимости набрать префикс, который автоматически переключает пользователя на сеть «Комстара». Сейчас в московском филиале «Ростелекома» находится более 100 письменных заявлений о восстановлении подключения к сети оператора, говорят в компании.


С жалобой на «Комстар» «Ростелеком» обратился в ФАС, сообщил РБК daily заместитель начальника управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. Сейчас претензия передана на рассмотрение в Московское отделение службы и в скором времени будет вынесено решение, пояснил он. Сам «Ростелеком» эту информацию не комментирует.


В «Комстаре» претензии «Ростелекома» считают необоснованными. «Компания использует традиционный для рынка инструмент телемаркетинга. В этом нет ничего противозаконного. Скорее всего, «Ростелеком» просто опасается конкуренции со стороны других игроков, ведь в последнее время позиции компании, до недавнего времени практически полностью контролирующей рынок, сильно ослабли», — говорит источник, близкий к «Комстару». Компания рассматривает возможность подачи встречного иска на недобросовестную рекламу в ФАС.


«Подобная активность со стороны монополиста только подтверждает эффективность работы других операторов на рынке дальней связи», — говорит пресс-секретарь «Комстара» Екатерина Невская. По ее словам, интерес к услугам «Комстара» для абонента заключается в самых низких в Москве тарифах на дальнюю связь, а также в возможностях «пакетных» предложений. «Наличие такой конкурентной борьбы в первую очередь хорошо для абонента, который получает качественную услугу по доступной цене», — заключает г-жа Невская. По ее словам, сейчас бизнес «Комстара» на рынке дальней связи постоянно растет, причем очень быстрыми темпами. Объем международного и междугородного трафика во втором квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2009 года вырос на 50%, отмечают в компании.


По словам аналитика iKS-Consulting Юлии Федоровой, доля альтернативных операторов в результате либерализации рынка дальней связи за последние несколько лет выросла, в то время как рыночная доля «Ростелекома», напротив, снизилась. В целом по России в 2009 году доля альтернативных операторов, предоставляющих услуги дальней связи, составила 46%, тогда как еще год назад она составляла 40%, говорит аналитик. «В Москве доля «Ростелекома» также снизилась, с 17 до 15%», — отмечает г-жа Федорова.


До сих пор компании конфликтовали друг с другом в основном на рынке широкополосного доступа. Например, в августе прошлого года «Акадо-Столица» подала в московское УФАС жалобу на рекламу NetByNet, в листовках которой содержались слоганы: «Интернет не работает кАК нАДО? Брось! Бери NetByNet», «Не ошибись еще раз! Пробуют всех, выбирают нас!». В «Акадо» посчитали, что слоган и оформление листовок проводит прямую аналогию между операторами, тогда как, согласно российскому законодательству, сравнивать в рекламе две конкурирующие компании нельзя.


ЕЛИЗАВЕТА СЕРЬГИНА

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: фиксированная связь, Комстар, Ростелеком