«Посылка за 7 дней»
Гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов и президент группы «Почта Китая» Ли Гохуа подписали соответствующее соглашение 3 сентября во время официального визита президента Владимира Путина в Пекин. Соглашение подразумевает запуск двух новых проектов.
В рамках первого проекта почтовые службы договорились цеплять вагоны с посылками к пассажирским и грузовым поездам, которые следуют по направлению Москва — Пекин. Пробный запуск нового способа доставки состоялся в начале 2015 года: 15 января 2015 года первый контейнер с корреспонденцией прибыл в Москву из Харбина (Китай).
Ранее международная почта из Китая доставлялась в Россию только с помощью воздушного или автомобильного транспорта. Теперь перевозка корреспонденции и посылок по железной дороге будет осуществляться на постоянной основе, рассказал представитель «Почты России». «Это решение будет способствовать дальнейшему росту товарооборота между странами и развитию транзитного потенциала России», — говорится в официальном сообщении «Почты».
Точную дату запуска второго проекта — «Посылка за 7 дней» — стороны не раскрывают, но известно, что совместное логистическое решение представители «Почты России» и «Почты Китая» разработают до 1 ноября 2015 года. Отправления будут принимать сотрудники крупных логистических узлов в Китае, затем посылки будут проходить приоритетную обработку и доставляться до почтовых отделений крупных российских городов. Список городов, способ маркировки товаров, стоимость и другие характеристики новой услуги также будут сформированы в течение двух месяцев.
Прочные связи
Всего в первом полугодии 2015 года «Почта России» обработала 49 млн посылок (импорт, экспорт и транзит). По данным компании, это в полтора раза больше, чем в первом полугодии 2014 года, и почти втрое больше, чем за тот же период 2013 года. В том числе 39,2 млн посылок — около 80% всех отправлений — поступило в Россию из Китая.
Как рассказывал в интервью РБК основатель Alibaba Джек Ма, два-три года назад логистика была настолько плоха, что, если девушка из России заказывала онлайн-вещь из Китая на AliExpress, ее доставляли за 60–70 дней. Сейчас доставка занимает 20–25 дней, рассказывал Ма. «А что, если мы еще улучшим логистику? В этом мы видим возможность для нашего бизнеса в России», — заявлял он. Ма также говорил, что познакомился с гендиректором «Почты России» Дмитрием Страшновым и не исключал, что AliExpress и «Почта» будут вместе работать над развитием логистики. «Думаю, в следующие несколько месяцев мы сможем продвинуться до семидневного срока и значительно улучшить существующие сервис и инфраструктуру», — рассказывал он.
В июле 2015 года «Почта России» стала первым авторизованным почтовым оператором крупнейшей китайской площадки электронной торговли — JD.com, которая вышла в Россию в середине июня. В рамках сотрудничества компании договорились о том, что JD.com будет аккумулировать на своих китайских складах заказы российских покупателей и через назначенного почтового оператора Китая Chaina Post отправлять их «Почте России».
Средний срок доставки от момента заказа на зарубежной интернет-площадке до получения отправления в почтовом отделении составляет от семи до десяти дней по Центральной России и от 15 до 20 дней в целом по стране, рассказали в пресс-службе «Почты России». В 2012 году этот показатель превышал полтора-два месяца, утверждают в компании.
Сейчас контрольные сроки доставки установлены законодательством только для внутренних почтовых отправлений, а для международных — с момента прохождения границы с Россией, отметили в «Почте». Новое логистическое решение «Почты России» и «Почты Китая» будет устанавливать предельный срок доставки для международных почтовых отправлений от момента его приема «Почтой Китая» до момента доставки адресату «Почтой России», добавили в компании.
Несмотря на то что курьерские компании во взаимодействии с интернет-магазинами могут быть более гибкими, ни у одной логистической компании нет такого охвата, как у «Почты России», рассказал РБК глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. В отличие от российских интернет-площадок китайцы хотят работать именно с «Почтой России», поэтому сейчас в российские регионы доставляются в основном товары с AliExpress или из каталогов, отметил он. Из-за этого российские онлайн-магазины теряют прибыль, считает Иванов.
Ирина Юзбекова