Месячная аудитория Facebook в июле достигла 12,1 млн посетителей в России, что на 15,6% меньше, чем в июне этого года. При этом ежедневная посещаемость ресурса оказалась почти в десять раз меньше — 1,4 млн человек. Такое соотношение выделяет соцсеть на фоне более популярных в России «Одноклассников» и «ВКонтакте», где пользователи более постоянны и чаще посещают «свои» сайты. Кроме того, ресурс отличился и нестандартно высоким вниманием сторонних пользователей — число профайлов в России в два раза меньше месячной аудитории. По данным Socialbakers.com, на чьи цифры Facebook ссылался в преддверии IPO, в июле 2012 года на сайте зарегистрировано менее 6 млн россиян, хотя за тот же период на сайт зашло 12 млн человек.
Примечательно, что статистика TNS ограничивает круг пользователей по географии и возрасту: считают только аудиторию от 12 до 54 лет в городах от 100 тыс. человек. Поэтому реальная посещаемость соцсетей, как правило, выше, но рекламный инвентарь продается именно по статистике TNS.
В «Одноклассниках» считают, что такое соотношение активных пользователей и аудитории противоречит тенденциям рынка соцсетей в России. «Обычно социальные сети сравнивают дневную и месячную аудитории, которые позволяют оценить вовлеченность пользователя в сеть, социализацию и потребление контента, в том числе рекламного», — говорят в пресс-службе «Одноклассников». В случае этой соцсети дневная и месячная аудитории разнятся ориентировочно на 50—55%. В ситуации с Facebook разница в десять раз между дневной и месячной аудиториями не соответствует специфике российского рынка, резюмируют в «Одноклассниках». Его конкурент «ВКонтакте» за день собирает 35% месячной аудитории.
В TNS пояснили, что специфика аудитории Facebook в том, что соцсеть набирает посещаемость за счет незарегистрированных пользователей. «В структуре Facebook слишком много случайной аудитории в отличие от остальных социальных сетей, используемых в России», — комментируют авторы исследования. Среди 12 млн пользователей ресурса большинство заходит на сайт не больше семи раз в месяц: в июле 2012 года, по данным TNS, 39% аудитории Facebook посещали сайт только в один из дней, а 30,5% сидели на ресурсе не больше двух-трех дней за месяц.
«Потребление информации отличается в разных соцсетях, так, «ВКонтакте» пользователи проводят много времени на сайте, потребляя видеоконтент, а аудитория Facebook заточена на обмен информацией и новостями», — поясняет генеральный директор коммуникационного агентства «Социальные сети» Денис Терехов. По его словам, количество регистраций и трафик на Facebook нельзя сопоставлять, так как его аудитория очень динамична и генерирует уникальный контент, распространяя его в своем кругу. Г-н Терехов также отмечает, что Facebook первым стал использовать механизм «социальных кнопок» на сторонних сайтах, что помогает наращивать трафик среди тех, кто даже не заходит в саму соцсеть.
В самом Facebook РБК daily пояснили, что не раскрывают данных пользовательской статистики, и отметили, что информация, размещенная на Socialbakers, не является официальной. «Facebook не использует данные исследований TNS и не сотрудничает с этой компанией», — прокомментировал взаимоотношения с исследователем российская пресс-служба Facebook. Представитель «ВКонтакте» не ответил на звонок РБК daily.
Анастасия Фомичева