В среду, 12 октября, в столице наблюдались проблемы в работе GPS, рассказали РБК несколько пользователей и подтвердили представители нескольких компаний, использующих технологию для работы. В частности, представитель московского таксопарка «Элитплюс» сообщил РБК, что на протяжении короткого промежутка времени наблюдался сбой в работе GPS-систем и на это жаловались водители. Он также отметил, что сбой в течение 20 минут наблюдался в системе диспетчерских логистических парков: водители не могли зайти в личный кабинет, не отображался уровень активности, система выдавала ошибку, но на момент запроса проблема уже была решена.
Источники РБК выдвинули несколько версий, с чем могут быть связаны проблемы в работе GPS.
По словам одного из собеседников, неполадки вызваны тем, что «Лаборатория Касперского» тестирует систему против дронов. У компании установлено несколько станций в столице, в том числе в центре города, каждая из которых покрывает зону радиусом 1 км. «При тестировании этих станций навигаторы периодически сходят с ума», — указал он.
Еще один собеседник напомнил, что ранее власти уже использовали «глушилки» GPS в районе Кремля в антитеррористических или оборонных целях. «Из-за этого, находясь на Красной площади, навигаторы могли определять свое местоположение как аэропорт Шереметьево. Это стандартная практика работы систем антидрона: большинство серьезных дронов имеют систему блокировки полетов в зоне аэропортов», — пояснил он.
Руководитель направления Kaspersky Antidrone «Лаборатории Касперского» Владимир Туров опроверг связь проблем с работой их системы: «Подавление GPS — опасная технология, которая не позволяет беспилотнику безопасно вернуться на точку взлета. В нашем решении она не используется». В то же время он отметил, что на рынке есть несколько поставщиков, «бесконтрольно продающих гражданским заказчикам устройства с функцией подавления GPS», и предположил, что причиной сбоя мог стать кто-либо из пользователей подобных устройств. Туров сообщил, что компания не заметила каких-либо проблем в работе GPS, но оговорился, что они, в принципе, не занимаются мониторингом радиоэфира в диапазоне работы этой технологии.
Еще один собеседник РБК указал, что 12 октября наблюдались перебои в работе не только GPS, но и разного рода интернет-сервисов. Он связал это с DDoS-атаками. По информации «Ведомостей», 11 и 12 октября проходили ремонтные работы на технических средствах противодействия угрозам, которые Роскомнадзор установил на сетях крупнейших операторов связи для ограничения доступа к запрещенным в стране ресурсам. Из-за этих работ абоненты мобильной связи МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн»), а также пользователи домашнего интернета «Ростелекома» могли открыть заблокированный в России сервис Instagram (принадлежит Meta Platforms, которая была признана экстремистской организацией).
Но еще один источник РБК в одном из спутниковых операторов настаивает, что работа сетей связи и навигационных систем напрямую не связаны. По его словам, точность или достоверность навигационной информации от американской GPS или российской ГЛОНАСС «может быть скомпрометирована разными способами: например, в Москве в отдельных районах работает система принудительного загрубления сигналов от этих навигационных систем».
Представитель «Яндекс.Карт» настаивает, что сбои GPS сказываются на всех сервисах и устройствах, использующих геолокацию, — от навигационных приложений до фитнес-браслетов, но не имеют отношения к инфраструктуре самих интернет-сервисов. Последние, по его словам, не декодируют сигнал со спутника, а получают готовую ошибочную координату от устройства — смартфона или планшета.
Ранее член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин предупреждал, что США имеют возможность вызывать ошибки в работе GPS на территории России. «Они неоднократно демонстрировали, что у GPS есть возможность не отключения, а так называемого спуфинга. Когда спутники пролетают над какой-то определенной территорией — Ближним Востоком, Югославией, они вносят в свои данные поправку, в результате местоположение пользователя сдвигается на сотни метров», — говорил он.
Это подтвердил и источник РБК на навигационном рынке, однако при этом указал, что в отличие от российской ГЛОНАСС оператор GPS имеет возможность системно искажать сигнал, но не пользуется ею «последние лет 20». «Если бы США сейчас сделали это, мы увидели бы массовые жалобы пользователей», — отметил он. По словам источника, в большинстве навигационной аппаратуры, к которой в том числе относятся смартфоны и планшеты, используются сигналы двух или даже четырех систем (помимо GPS и ГЛОНАСС это европейская Galileo и китайская BeiDou). Но во многие массовые устройства входят чипы, спроектированные компаниями из США, и они отдают приоритет GPS, поэтому при некорректной работе этой системы пользователи сталкиваются с ошибками в определении местоположения. «Но есть множество устройств, в которых местоположение завязано только на одну систему, например устройства, подключаемые к государственной информсистеме ЭРА-ГЛОНАСС, настроены только на отечественную систему и продолжат работать корректно даже в случае помех с GPS», — рассказал он. По словам собеседника, локальные помехи при определении местоположения могут происходить из-за работы госслужб, отвечающих за чью-то безопасность, из-за отдельных устройств у частных пользователей и многих других факторов.
Представители 2ГИС и АО «ГЛОНАСС» (оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая обеспечивает работу тревожной кнопки в российских автомобилях для реагирования на инциденты), не стали комментировать вопросы о проблемах с GPS.
Анна Балашова, Артём Кореняко, Дарья Чебакова, Екатерина Ясакова