По сути, законопроект представляет собой поправки в действующий Уголовный кодекс РФ. Речь идет о том, что теперь за пропаганду или рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых психоактивных веществ, растений или их частей, содержащих наркотические средства, совершенные с использованием интернета, нарушители могут наказываться либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Кроме того, действуют и административные наказания: штрафы в размере до 50 тысяч рублей, обязательные или исправительные работы.
При этом пропаганде дается следующее, достаточно расплывчатое определение: «Распространение информации, направленной на формирование в сознании людей позитивного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ».
Исключения же составит реклама разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средств и психотропных веществ в местах, организованных по данной тематике (фармацевтические выставки, семинары, конференции) и в специализированных изданиях.
Автор законопроекта Ирина Яровая и эксперты обсудили эту законотворческую инициативу в Госдуме за круглым столе, который провел заместитель председателя нижней палаты Сергей Железняк.
Обеспокоенность проблемой наркомании депутаты поясняют цифрами. Согласно статистике ФСКН, более 18 миллионов россиян пробовало наркотики, а 80 процентов наркозависимых лиц — это молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, сообщает Железняк. «Наш подход следующий: данная мера, безусловно, оборонительная для общества. Прежде всего направлена на то, чтобы защитить молодежь, несовершеннолетних», — вторит ему Яровая.
Обоснованность ужесточения нынешнего законодательства за пропаганду наркотиков в сети глава думского комитета объясняет тем, что зачастую реально виновное лицо, распространившее запрещенную информацию, трудно определить. Решению этой задачи поспособствуют дополнительные инструменты, проведение оперативно-розыскной деятельности, а «такие возможности есть только в случае наличия уголовной ответственности», утверждает Яровая.
Один из главных подводных камней законопроекта эксперты и интернет-компании видят в определении пропаганды. Так, формулировка «формирование в сознании людей позитивного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ» вызывает некоторые вопросы. Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, участвовавший в круглом столе, высказался о том, что следует более «детально проработать именно определение вида пропаганды», так как существующую на данный момент в законопроекте формулировку сложно понять. Неоднозначность определения может привести к разным толкованиям и передергиваниям понятий, «и в суде будет очень сложно что-то доказать», говорит Алексеев.
Того же мнения — неоднозначность и неопределенность понятия пропаганды — придерживается и «Яндекс». «На наш взгляд, в текущей версии законопроект не соответствует принципу правовой определенности, который устанавливает, что каждая норма не должна быть двусмысленной, вызывать разночтения, либо допускать иное толкование, чем это следует из закона, — прокомментировали "Ленте.ру" в пресс-службе компании. — Отсутствуют признаки, по которым информация может быть отнесена к формирующей "позитивное отношение"».
В Mail.ru не смогли предоставить оперативный комментарий на этот счет.
В свою очередь соучредитель Ассоциации пользователей интернета Дамир Гайнутдинов сказал «Ленте.ру», что «законопроект грешит всеми теми же недостатками, которые характеризуют все законы, касающиеся интернета, принятые в последнее время». И тоже подчеркнул неопределенность понятия «пропаганда» в документе.
По мнению Гайнутдинова, следует посмотреть, что будет с законопроектом к третьему чтению, но его «ожидания пессимистичные». «Пока практика складывается так, что любое упоминание наркотика — риск», — говорит эксперт.
Второй аспект касается соразмерности реакции государства. «Уголовная ответственность за слова нуждается в очень убедительном обосновании. Я не верю, что российские суды будут искать баланс между свободой слова и необходимостью защиты здоровья нации», — констатирует Гайнутдинов. Также, добавляет эксперт, такие попытки борьбы с наркопреступностью просто неэффективны. И это может отразиться на обычных пользователях.
Законопроект Яровой может стать первым случаем уголовной ответственности именно за пропаганду чего-либо в сети, отмечает Гайнутдинов. Для сравнения: пропаганда суицида пока только основание для блокировки сайта, а в случае с детской порнографией уголовно наказывается изготовление и оборот продукции.
Действующее законодательство запрещает пропаганду в интернете наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений в виде распространения сведений о способах их изготовления и использования, местах их приобретения, а также об их преимуществах. В случае нарушений взимаются штрафы суммой от 4 до 5 тысяч рублей.
На прошедшем заседании по обсуждению противодействию пропаганде наркотиков и психотропных веществ в интернете Яровая все же подчеркнула, что ее интересует мнение интернет-сообщества и она готова рассмотреть рекомендации отрасли ко второму чтению. В ответ Rambler&Co планирует подготовить свои замечания по этому вопросу совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций, куда входят хостинг-провайдеры, регистраторы и крупнейшие операторы связи. С момента принятия законопроекта в первом чтении на предоставление поправок отводится тридцатидневный срок.
Ирина Ли