Участие в заседании приняли представители Министерства связи и массовых коммуникаций, Федеральной антимонопольной службы, Роскомнадзора, Государственной Думы ФС РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Международной Академии Связи, отраслевых и предпринимательских организаций, эксперты рынка и представители средств массовой информации.
Депутат Государственной думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета по культуре, Председатель подкомитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк поблагодарил Ассоциацию за эффективное сотрудничество и отметил высокий экспертный уровень предложений и инициатив, с которыми выступает АРОС. При этом, по словам депутата, Ассоциация делает важнейшую работу, содействуя формированию высоких стандартов функционирования всей отрасли связи, обеспечению роста различных сегментов рынка, что, в свою очередь, позволяет сделать более доступными услуги сотовой связи для широких слоев населения.
По словам Сергея Железняка, в настоящее время в России по-прежнему есть территории, где стоит проблема углубления проникновения телекоммуникационных технологий, например, в Сибири. По словам депутата, наиболее эффективный путь решения подобных проблем – обеспечение равных условий конкуренции на рынке, создание условий для доступа не одного, а целого ряда операторских компаний. В этой связи депутат особо отметил усилия АРОС по содействию справедливой конкуренции на рынке, защите интересов малых и средних операторов.
В качестве возможных направлений сотрудничества с Ассоциацией Сергей Железняк назвал содействие реализации возможности переносимости номеров и обеспечение режимов публичного обсуждения разрабатываемых внутри отрасли нормативных документов.
«Сейчас в Государственную Думу пришло много новых людей, ориентированных на эффективную и продуктивную работу. Совместными усилиями мы сможем добиться существенного прогресса в решении наиболее актуальных для рынка связи вопросов», - подчеркнул Сергей Железняк.
Как отметил в своем выступлении Начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг, АРОС – одна из наиболее активно работающих общественных организаций в сфере связи, участвующая в решении широкого круга важнейших для отрасли вопросов.
Дмитрий Рутенберг особо подчеркнул, что наиболее динамичное развитие рыночных показателей сотовой связи отмечено в тех регионах, где достигнут баланс между операторами «большой тройки» и региональными операторами. При этом такая ситуация стала возможной в
том числе благодаря усилиям АРОС, направленным на создание условий равной конкуренции и развития рынка.
По словам Начальника отдела коммуникационных технологий Минкомсвязи России Олега Кузнецова, АРОС оказывает большую помощь Минкомсвязи в совершенствовании регулятивных отраслевых механизмов. В течение 2011 года АРОС принимала активное участие в обсуждении широкого круга проектов нормативных актов, таких как проект Федерального закона о национальной платежной системе, предложений по борьбе с мошенничеством и нелегальным контентом в сетях связи, приказов Минкомсвязи о применении оборудования связи, подготовке предложений по оптимизации радиочастотного спектра для сетей 4G, разработке режимов функционирования моделей MVNO. «Министерство заинтересовано во взаимодействии с участниками рынка. В этой связи АРОС позволяет повысить эффективность такого взаимодействия», - подчеркнул Олег Кузнецов.
Начальник Управления разрешительной работы в сфере связи Роскомнадзора Валентина Угрюмова в своем выступлении поблагодарила АРОС за совместную работу и отметила роль Ассоциации в налаживании диалога между операторами и регулирующими органами. В частности, Валентина Угрюмова отметила участие АРОС в разработке условий конкурсов для стандарта LTE.
По словам Исполнительного директора Союза LTE Гульнары Хасьяновой, АРОС ведет крайне важную для отрасли работу, мотивирует развитие рынка. Для многих операторов, входящих в АРОС, сейчас стоит вопрос о необходимости участия в проекте LTE, переходе на стандарт 4G. По словам Гульнары Хасьяновой, при развитии сетей 4G необходимо избежать ошибок, возникших при развитии сетей 3-го поколения. При этом, возможно, одним из путей увеличения числа участников внедрения LTE могло бы стать совместное использование операторами не только инфраструктуры связи, но и выделенного частотного ресурса.
Как сообщил в своем отчетном докладе Президент Ассоциации Юрий Домбровский, в настоящее время отрасль телекоммуникаций по темпам роста заметно обгоняет другие сектора экономики, увеличиваясь на 7-8% ежегодно. Уже сейчас более 97% населения проживает на территории, покрытой сетями сотовой связи. Тем не менее, для отрасли по-прежнему остра проблема административных барьеров и нормативных решений, существенно тормозящих ее развитие.
Так, согласно формальным требованиям техрегламента «О требованиях пожарной безопасности» любое капитальное антенно-мачтовое сооружение базовой станции в чистом поле должно быть обеспечено противопожарными водопроводом либо водоемом.
Еще один пример избыточных решений – закон «О персональных данных» с его жестким регламентированием мер защиты, серьезно усложняющим работу операторов.
Тем не менее, Юрий Домбровский надеется, что многие регулятивные проблемы будут решены. Так, в апреле выпущено подписанное Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным распоряжение №734 «О плане реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи». «Это крайне перспективный и всячески приветствуемый нами документ, благодаря ему появляются предпосылки кардинально повысить эффективность и в то же время прозрачность государственного регулирования в отрасли», - подчеркнул Юрий Домбровский.
Также позитивным фактором, влияющим на развитие отрасли, станет и вступление России в ВТО. Принятые Россией обязательства в области связи и телекоммуникаций, связанные со вступлением в ВТО, зафиксированы в специальном протоколе, подписанном в ноябре 2006 года, и предполагают, в частности, недискриминационность межоператорского взаимодействия и снятие административных барьеров.
В этой связи Юрий Домбровский отметил, что в отрасли связи существует 19 видов лицензий на оказание услуг электросвязи. Очевидно, что такая громоздкая система требует своего упорядочивания, внесения соответствующих поправок в законодательство.
Важнейшим вопросом является справедливое распределение радиочастотного спектра и распределение лицензий на услуги связи нового поколения 4G. Практически все члены АРОС являются обладателями лицензий на 2G (GSM). Весь год шло обсуждение условий конкурсов, при
этом регулятор де-факто уклонился от принятия решения по стратегии внедрения LTE, предоставив это право созданному Консорциуму четырех крупнейших операторов.
Принятая на вооружение концепция развития LTE не выдерживает критики, нынешний результат едва ли соответствует интересам конкурентного развития рынка. Принятые решения явно дискриминируют региональных операторов и даже ставят вопрос об их дальнейшем существовании. Нынешняя концепция не имеет и обоснованной технической основы, так как согласно международным спецификациям ширина полос радиочастот в разыгрываемом диапазоне должна быть кратна 5 МГц. В каждой из установленных для конкурса полосах по 7,5 МГц будут теряться по 2,5 МГц – никто не рискнет выпускать оборудование, не соответствующее международным спецификациям. А сама ширина в 7,5 МГц возникла, как нетрудно подсчитать, из деления доступных 30 МГц на четверых.
На самом деле, запланированное участие лишь четырех компаний в развитии LTE серьезно затормозит развитие этой технологи, как это произошло в России с 3G – более пяти лет прошло с момента выдачи соответствующих лицензий компаниям «большой тройки», а полученные результаты более чем скромные.
АРОС будет добиваться пересмотра решения по этому вопросу, расширения списка привлекаемых к реализации проекта LTE компаний.
АРОС поддерживает инициативы Минкомсвязи РФ и ФАС по включению в перечень универсальных услуг услуг сотовой связи, давно ставших наиболее массовыми услугами связи в России. Тем более, что сотовая связь намного экономичнее, чем установка пользующихся минимальной популярностью таксофонов, многие из которых как раз сами являются GSM -телефонами. Средства фонда универсального обслуживания вынужденно тратятся на установку таксофонов там, где у населения уже есть сотовые телефоны! АРОС будет продолжать работу в этом направлении совместно с Федеральной антимонопольной службой и Минкомсвязи.
Члены и партнеры Ассоциации, операторы и представители операторских сообществ в своих выступлениях желали АРОС дальнейшей успешной работы на благо отрасли связи.
Информация об АРОС (Ассоциация региональных операторов связи)
Ассоциация региональных операторов связи (АРОС), одно из ведущих российских объединений участников телекоммуникационного рынка, была учреждена в феврале 1995 года. АРОС – некоммерческое объединение предприятий, созданное с целью координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов ее членов в области связи. В настоящее время Ассоциация объединяет около 30 компаний, занимающихся развитием и эксплуатацией сетей подвижной и фиксированной связи в РФ и странах СНГ. В целом по России региональными компаниями-операторами АРОС обслуживается более 30 млн. абонентов. Основные задачи АРОС – содействие операторам в развитии бизнеса, сетей связи, помощь во взаимодействии с администрацией связи. АРОС эффективно отстаивает интересы операторов, способствует созданию либеральной телекоммуникационной среды, добросовестной конкуренции. Проводится целенаправленная политика по реализации технической и экономической интеграции участников процесса развития связи на пространствах РФ и СНГ. АРОС решает важнейшие для операторов вопросы получения и продления лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, получения радиочастотного ресурса и выделения номерной емкости.