С начала 2021 года в стране действует требование Правительства к минимальной доли закупок у отечественных производителей для определенных товаров. Золя импортозамещенных ИТ-продуктов в заявках варьируется в пределах 50-90% в зависимости от вида продукта. При этом фактический объем закупок госзаказчиками российского «железа» – на 20-30% ниже, заявляют в Минпромторге. В правительстве такой разрыв связывают с отсутствием механизмов для принуждения компаний к выполнению требований по квоте. Многие российские госкомпании не хотят переходить на отечественное оборудование, используя лазейки, которые позволяют обойти требование об импортозамещении. Данная тема была поднята на днях на совещании у вице-премьера Правительства РФ Юрия Борисова.
На совещании говорилось о выявленных случаях несоблюдения режима минимальной доли закупок госсектором. Госзаказчики нашли различные способы для того, чтобы обходить эти требования: например, путем использования некорректных кодов товаров, которые участвуют в закупке. Также на совещании поднимали проблему закупок госпомпаниями у взаимозависимых лиц, о которых они не должны отчитываться.
В Правительстве признали риски, связанные с невыполнением квот по импортозамещению, в связи с отсутствием каких-либо механизмов для принуждения, контроля и санкций. Сейчас власть работает над созданием этих механизмов. Правительство может обязать госзаказчиков отчитываться перед ним в случаях уклонения от применения режима минимальной доли при госзакупках. Рассматривается также участие в контроле за выполнением режима таких организаций, как Торгово-промышленная палата и Российский Союз промышленников и предпринимателей России.
С другой стороны, госзаказчики, исполняющие требования о квотах, могут рассчитывать на меры поощрения. Среди таких мер может оказаться контроль качества поставляемых в рамках квот товаров. Вместе с этим Правительство проработает возможность составления планов закупок для поставщиков, что может положительно повлиять на объем госзаказов, произведенных у отечественных производителей, и на отечественный ИТ-рынок в целом. Очевидно, что за счет политики импортозамещения российские вендоры софта и аппаратного обеспечения получают большую долю внутреннего рынка сбыта.