Число абонентов домашнего широкополосного доступа (ШПД) в Москве за второй квартал 2008 года выросло на 180 тыс., до 2,3 млн пользователей, проникновение составило 59% от общего количества домохозяйств в Москве. Об этом говорится в отчете аналитической компании iKS-Consulting. Согласно исследованию, число активных пользователей ШПД на московском рынке составляет 85% от общей абонентской базы. Таким образом, реальное число пользователей составляет 2 млн, а проникновение — 50%. По прогнозу iKS-Consulting, до конца 2008 года число зарегистрированных пользователей достигнет 2,7 млн.
Аналитики считают, что по итогам второго квартала существенных изменений в расстановке сил на московском рынке не произошло. Так, в структуре абонентской базы ШПД сохранил свои позиции «Комстар-ОТС» (бренд «Стрим») — 35%. Второй финишировала «Акадо» с 21% рынка, на третьем месте «Корбина» с 19%. Количество новых подключений у трех ведущих операторов практически одинаково. При этом консолидация рынка продолжилась, и «большая тройка» столичного рынка ШПД контролирует 75% абонентской базы.
В ближайшие годы для дальнейшего развития и притока новых пользователей лидерам столичного рынка придется идти в регионы, считает Евгений Соломатин, директор по развитию «Коминфо Консалтинг». «В Москве операторам остается соревноваться только в качестве предоставляемых услуг, скорости и дополнительном сервисе, при этом на понижениях цен уже играть никто не будет», — сказал г-н Соломатин. По его словам, через два-три года уровень проникновения ШПД в Москве достигнет 75%.
Александр Милицкий, руководитель «Независимого обзора провайдеров», также считает, что уровень насыщения московского рынка до 75—80% произойдет через два-три года, при этом доля «Стрима» будет постепенно падать. «Это связано с технологиями предоставления доступа в Интернет, которые использует «Стрим». А доля таких компаний, как «Корбина»» и NetByNet, которые сегодня вкладывают серьезные ресурсы в качество услуг, будет расти», — сказал г-н Милицкий. По его мнению, через несколько лет проникновение ШПД в Москве приведет к тому, что небольшие компании будут вынуждены продаваться, а лидеры рынка начнут активное продвижение в Подмосковье.
Рынок достигнет проникновения 70—75% и насытится уже к концу этого года, возражает руководитель пресс-службы «Акадо-Столица» Дмитрий Захаров. По его мнению, новая точка роста операторов — услуга цифрового телевидения высокой четкости. Именно этот вид услуг провайдеры будут в скором времени продвигать среди своих абонентов.
Виталий Стрельцов