"Техносила" продаст "Эльдорадо" права аренды на 40 магазинов, рассказал "Ъ" источник на рынке. Переговоры начались в начале лета, три недели назад компании подписали соглашение о намерениях. "Итоговый документ о купле-продаже будет подписан в ближайшие дни, "Техносила" продаст самые неэффективные, с ее точки зрения, магазины",— уточнил он.
Сейчас "Техносила" объединяет 100 одноименных магазинов средней площадью 1,5-2 тыс. кв. м в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Воронеже, Иваново, Казани и др. В этом году сеть не расширялась, а выручка 100 торговых точек в 2011 году, по собственным данным ритейлера, составляла $1 млрд. Где именно расположены объекты, которые выкупает "Эльдорадо" собеседник "Ъ" не говорит, уточняя лишь, что это региональные магазины. Ритейлер, который знаком с предложением "Техносилы" по переуступке прав аренды, утверждает, что каждый объект оценивался в $1,26 млн, то есть за 40 магазинов покупатель может заплатить около $50 млн.
"Переговоры со всеми игроками рынка у нас идут перманентно",— заявил "Ъ" основной владелец "Техносилы" Михаил Кокорич. Договор с "Эльдорадо" он не стал обсуждать, сославшись на "соглашение о конфиденциальности". В чешской PPF Group, контролирующей "Эльдорадо", и в самом "Эльдорадо" от комментариев отказались.
"Техносила" создана в 1993 году братьями Вячеславом и Виктором Зайцевыми. До кризиса была третьим по выручке продавцом бытовой техники и электроники в России. Сейчас, по данным Infoline, первое место на рынке занимает "М.Видео" с выручкой $3,8 млрд в 2011 году, второе место у "Эльдорадо" с $2,8 млрд, третье — у Media Markt Saturn с $1,2 млрд. "Техносила" следует за ними. Объем рынка бытовой техники и электроники в России составил в 2011 году 1,193 трлн руб. ($40,6 млрд), по оценке GfK.
Глава новосибирской группы Dauria Михаил Кокорич получил бизнес "Техносилы" в 2010 году. Тогда основной кредитор сети МДМ-банк (в 2010 году ритейлер задолжал ему около $200 млн при общем долге в $400 млн), державший в залоге недвижимость и бренд сети, договорился с бизнесменом о том, что тот попытается возродить "Техносилу" и погасит долги перед банком. Договоры аренды магазинов были переведены на юридические лица, принадлежащие Михаилу Кокоричу,— ООО "БизнесПРО", ООО "Сервис-Трейд", ООО "Техноинвест-М". На балансе последнего также находится собственная недвижимость "Техносилы", которая почти полностью заложена кредиторам, говорит собеседник, близкий к компании. Бренд используется по лицензионному договору с Ассоциацией торговых компаний СВ (данные Роспатента), бенефициары которой не разглашаются.
По договоренностям с МДМ-банком господин Кокорич обязался вывести "Техносилу" на прибыль к концу 2011 года, но этого сделать не удалось, рассказывал "Ъ" источник, близкий к сети. В начале года "Техносилу" выставили на продажу за $200-250 млн, что компании-конкуренты сочли завышенным, отмечая, что для покупки им интересны лишь отдельные точки "Техносилы".
Представитель "М.Видео" Антон Пантелеев вчера подтвердил, что компания вела консультации о приобретении прав аренды на некоторые магазины "Техносилы", но "расположение и формат объектов не удовлетворяли требованиям". Но такая покупка укладывается в стратегию "Эльдорадо" по поглощению региональных активов, о которой ритейлер заявлял в январе, приобретая сеть из 28 магазинов "Берингов".
Переход магазинов "Техносилы" в собственность "Эльдорадо" означает сворачивание бизнеса ритейлера, считает менеджер одной из крупных федеральных сетей. "Новых магазинов сеть не открывает, а бренд крупным действующим игрокам не нужен",— поясняет он. После продажи 40 магазинов выручка "Техносилы" снизится до $430-470 млн в 2012 году, то есть сеть может уступить четвертую позицию на рынке региональной компании "Центр" (выручка в 2011 году — $461 млн), прогнозирует глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.
Евгения Перцева, Павел Белавин