Проблема высокой себестоимости карт "Мир" обсуждалась на конференции с участием НСПК на прошлой неделе. Первый выпуск таких карт намечен на декабрь. "Один из вопросов, которые больше всего волновали банкиров,— это дороговизна пластика для карт "Мир",— отмечает один из источников "Ъ".— Речь шла о том, что платежное приложение, разработанное специально для карт НСПК, требует использования более мощного чипа и с большим объемом памяти". По оценкам компаний--производителей пластика, стоимость карт "Мир" будет примерно в полтора раза дороже (в среднем до €1,5 за штуку), чем карт массового сегмента у международных систем.
Карты МПС делятся на два типа: "родные" для каждой системы, когда платежное приложение (у каждой МПС свое) записывается на чип напрямую, и универсальные, когда приложения работают через операционную систему (в случае с НСПК это Java). "В первом случае карта обходится дешевле, ее функционал меньше, и именно их банки предпочитали выпускать для массового сегмента",— говорит собеседник "Ъ" в банке из топ-30. Средняя стоимость такой карты, по его словам,— €1. Пластик второго типа используется, например, для выпуска карт с бесконтактным приложением, это более продвинутый уровень, но он и дороже в среднем на €0,5. Однако именно универсальные карты позволяют записывать на чип сразу два платежных приложения, то есть выпускать кобейджинговые карты, на которые делает ставку НСПК (в партнерстве с MasterCard, JCB, American Express и т. д.). "Решение с выпуском универсального платежного приложения НСПК позволило реализовать выпуск карт "Мир" в установленные "дорожной картой" сроки — до конца 2015 года",— подтвердили в НСПК.
Первые партии карт "Мир" банки, участвующие в пилоте, получат уже на следующей неделе, говорит один из источников "Ъ", отмечая, что пока это будут дорогие карты. "Учитывая, что эмиссия и прием карт "Мир" по закону обязательны для значимых игроков (их 51 в реестре ЦБ), требовать от банков выполнения этого условия вопреки экономической целесообразности было бы некорректно,— считает глава НП НПС Алма Обаева.— Банкам по крайней мере на данном этапе, по сути, не предлагается альтернативного продукта для массового сегмента".
Логика банкиров проста: массовый продукт должен быть дешевым, а оправдание кобейджингом безосновательно. "Сейчас о серьезном кобейджинге речь, по сути, не идет, так как крупнейшая система, с которой будет реализовано партнерство,— MasterCard — предоставила для этого бюджетный бренд Maestro, что для серьезного клиента неуместно",— говорит топ-менеджер крупного банка. Впрочем, хуже был бы запуск дешевых карт без какого-либо доступа к внешнему рынку, при котором клиенту пришлось бы приобретать две карты — национальную и международную, не согласен его коллега.
Источники "Ъ" указывают, что руководство НСПК пообещало добиться снижения себестоимости карт во втором квартале 2016 года. "Нам было сказано, что в этот период НСПК выпустит нормальное приложение, которое будет работать на стандартных чипах с меньшими мощностями",— поясняет один из них. В НСПК эту информацию подтвердили. "Мы рассчитываем, что это решение будет доступно до середины 2016 года и позволит снизить издержки производителей карт, но речь идет не о кратном снижении, а о снижении себестоимости на несколько единиц процентов",— уточнили в пресс-службе НСПК.
Ольга Шестопал