Об этом он заявил вчера на парламентских слушаниях в Совете Федерации. "Отсутствие четко структурированной программы субсидирования привело к той сложной ситуации, в которой оказалась "Почта России", - пояснил Николай Никифоров. - Абсолютно ясно, что если мы хотим видеть "Почту" такой, какая она есть, с десятками тысяч отделений, с существующей логистикой, то это потребует государственных субсидий".
Высокие социальные издержки, связанные с необходимостью оказывать услуги по тарифам ниже себестоимости, а также содержать сельскую почтовую сеть, значительно снижают инвестиционные возможности предприятия. Сейчас федеральный почтовый оператор может направлять на модернизацию от 8 млрд до 13 млрд руб. в год при ежегодной потребности в 19 млрд руб.
Николай Никифоров сообщил в беседе с репортером ComNews, что Минкомсвязи также представило в правительство РФ инвестиционную программу и модель развития "Почты России".
"Существуют разные варианты, вплоть до таких радикальных, как разделение предприятия на региональные отделения и прикрепление к субъектам Федерации для финансирования из местных бюджетов, - считает глава Минкомсвязи. - Есть варианты по сохранению структуры и сокращению отделений. Но при действующей структуре сети "Почты России" понятно, что ее ресурсов не хватит для самообеспечения".
Министр отметил, что разработанный законопроект "О почтовой связи" "не приводит к автоматическому решению накопленных проблем". Он добавил, что разработка законопроекта чересчур затянулась - сейчас рассматривается уже 86-я редакция законопроекта.
"Делать что-то необходимо, ситуация сама собой не исправится, - резюмировал глава Минкомсвязи. - Если в этом году закон не будет принят, ситуация может растянуться на неопределенное время, и положительные изменения в таком случае маловероятны".
Николай Никифоров добавил, что существующая редакция закона в принципе достаточно зрелая и он надеется, что во втором чтении законопроекта в Государственной Думе будет внесено достаточно поправок - после этого министерство начнет проработку сопутствующих нормативных актов.
Глава "Почты России" Александр Киселев разделяет точку зрения о необходимости госсубсидий, особенно в отношении повышения заработной платы работников: сейчас, чтобы покрывать все расходы и при этом модернизировать предприятие, "Почте России" пришлось бы увеличить выручку в два-три раза.
"Недостаток инвестиций приводит к сохранению значительной доли ручного труда и, соответственно, высокой доли расходов на персонал, которая составляет в затратах порядка 60%, и в этой ситуации у предприятия нет возможности дальнейшего наращивания фонда оплаты труда", - объяснил Александр Киселев. Тем не менее глава "Почты России" отметил, что в текущей редакции законопроекта учтены замечания и пожелания предприятия и в целом "Почта России" поддерживает инициативы Минкомсвязи.
"Что касается программы субсидирования, то такой схемы, где единое предприятие разделялось бы, скажем, на логистическую и почтовую составляющие и создавался бы разрыв в технологическом цикле, в мировой практике не существует, - считает Александр Киселев. - Россия, конечно, уникальная страна по территории и климату, поэтому, может быть, такая схема и сработает, но понять сейчас, насколько будет экономически эффективной электронная коммерция или насколько электронная почта заменит письменные отправления, трудно".
Министр также озвучил один из вариантов субсидирования "Почты России", в случае если произойдет акционирование предприятия, разрешенное текущим законопроектом: выделение логистической и курьерской служб по доставке посылок в отдельное коммерческое предприятие. В частности, как отметил глава Россвязи Олег Духовницкий, у "Почты России" много нареканий по доставке интернет-заказов.
При Россвязи образована постоянно действующая рабочая группа, в которой принимают участие специалисты Федеральной таможенной службы, "Почты России" и Минкомсвязи. "Благодаря межведомственному взаимодействию ситуация с обработкой международных посылок и EMS-отправлений в местах международного почтового обмена нормализовалась, - считает Олег Духовницкий. - Проблемы с почтовой инфраструктурой, нехваткой персонала и уровнем качества понятны и их необходимо решать".
Дарья Лютцау