Ход реорганизации "Связьинвеста", а именно вероятность потери контроля государства в объединенном "Ростелекоме", обсуждался в середине октября у вице-премьера Сергея Иванова (см. "Ъ" от 10 ноября). О такой угрозе летом заявил бывший советник президента Леонид Рейман (см. "Ъ" от 19 и 23 августа). По его мнению, доли ВЭБа и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в "Ростелекоме" (почти 40%) нельзя считать государственными (еще 50,67% компании принадлежит "Связьинвесту"). Позже с аналогичными опасениями выступило и Минэкономразвития (см. "Ъ" от 30 сентября), предложившее рассмотреть вопрос целесообразности приостановки реорганизации госхолдинга до особого решения правительства.
По итогам совещания его участникам было дано поручение подготовить доклады о возможных последствиях реорганизации "Связьинвеста". В конце ноября отчиталось Минкомсвязи. Глава министерства Игорь Щеголев написал письмо Сергею Иванову, подтвердив уже неоднократно высказанную Минкомсвязи и "Связьинвестом" позицию: риск утраты государством контроля в объединенной компании отсутствует. Но, рассказывали ранее источники "Ъ", в основу принятия решения о реальности угрозы потери контроля в объединенной компании должны лечь именно расчеты ВЭБа.
Вчера на совещании у главы правительственного департамента информационных технологий и связи Константина Носкова обсуждался доклад "ВЭБ Капитала", рассказали "Ъ" два источника, знакомых с его содержанием. По подсчетам "ВЭБ Капитала", после объединения "Ростелекома" и межрегиональных компаний связи (МРК) весной 2011 года у государства не будет математического контроля: у государства будет 47,28% обыкновенных и 44,59% привилегированных акций. Но сохранится контроль по некоторым вопросам: все корпоративные вопросы "Связьинвеста", сделки стоимостью до 50% от активов "Ростелекома", распределение прибыли и другое.
После завершения второго этапа реорганизации, то есть объединения "Ростелекома" и "Связьинвеста", математическая доля государства может превысить 50% при выполнении трех условий. Во-первых, 25% плюс одна акция "Связьинвеста" (сейчас принадлежат "Ростелекому") должны быть проданы любому агенту государства или самому "Связьинвесту". В случае продажи агенту доля государственного владения (Росимущество, ВЭБ, АСВ) в объединенном "Ростелекоме" составит 57%, в случае со "Связьинвестом" — 53,69%. Без этого шага контроль государства может быть потерян. Во-вторых, если пут-колл-опцион на долю ВЭБа в "Ростелекоме" (9,8%), заключенный между ВЭБом и "Связьинвестом", будет реализован любой из сторон до завершения объединения "Ростелкома" и "Связьинвеста" только при условии продажи 25% плюс одной акции "Связьинвеста" агенту государства. В-третьих, если дополнительные активы Росимущества будут переданы "Связьинвесту": речь идет о "Центральном телеграфе" (21,78%), "Башинформсвязи" (28,24%), ММТС-9 (38%), "Чукоткасвязьинформе" (75%), "Ингушэлектросвязи" (100%).
Источник, близкий к "ВЭБ Капиталу", подтверждает, что в докладе рассматривалось две модели контроля объединенного "Ростелекома" — математический и операционный. При определенных условиях доля государства математически может снизиться, но при этом операционный контроль в любом случае остается за государством. В целом риска потери контроля государства в объединенной компании не было и нет, утверждает собеседник "Ъ".
Директор департамента внешних коммуникаций "Связьинвеста" Игорь Пшеничников вчера был недоступен для комментариев. В "Ростелекоме" отказались от комментариев. "У государства никогда не было математического контроля. Возможно, его не будет и после объединения, но у нас есть механизмы обеспечить операционный контроль",— утверждает источник "Ъ", близкий к "Ростелекому". Компанией получено заключение Института частного права при президенте РФ о том, что контроль через ВЭБ и АСВ можно рассматривать как контроль государства, подчеркивает он.
Александр Малахов, Владимир Лавицкий, Елена Киселева