"Связной" освобождает прилавки своих магазинов от ноутбуков — к концу лета 2014 г. эти устройства будут продаваться только в его интернет-магазине, рассказала представитель компании Мария Заикина. В обычных же салонах их можно будет заказать только через электронный каталог. Освободившиеся торговые площади займут планшеты: "Связной" планирует отвести под эти устройства около 20% всего пространства на полках в магазинах. В традиционной рознице покупатели все более явно предпочитают планшеты ноутбукам, объясняет Заикина, а в интернете люди активно покупают и то и другое. По оценке "Связного", в I квартале 2014 г. ноутбуков в России продано на 36% меньше, чем годом ранее, а выручка от их продажи сократилась на 25%. Продажи планшетов, наоборот, выросли: в штуках — на 57%, в деньгах — на 18%. Если год назад доля планшетов в общих продажах мобильных компьютеров составляла 42% по количеству устройств и 34% в деньгах, то в I квартале она выросла до 64 и 45% соответственно.
Торговать планшетами и экономически выгоднее, и проще, объясняет сотрудник одной из российских розничных сетей: оборачиваемость этих устройств — около восьми недель, а ноутбуков — около 10. Ноутбуки приходится закупать у поставщиков по предзаказу, чтобы получить устройства с нужной конфигурацией, а планшеты достаточно заказать со склада в нужном количестве, добавляет он. Заикина подтверждает: оборачиваемость планшета на 20-30% выше, чем ноутбука.
Продажи ноутбуков в рознице снижаются в связи с ростом популярности планшетов, стремительным уменьшением рыночной доли нетбуков и другими факторами, считает аналитик IDC Наталья Виноградова. По данным IDC, в I квартале 2014 г. в Россию было отгружено около 1,05 млн портативных ПК — на 28% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. А в прошлом году рынок ноутбуков сократился на 32,1%, добавляет Виноградова и прогнозирует: видимо, тенденция к падению их продаж сохранится и в текущем году.
Розничная сеть МТС прекратила продавать ноутбуки еще в 2013 г. и заменила их на планшеты, рассказывает представитель сотовой компании Дмитрий Солодовников. Продажи планшетов в России выросли во II квартале 2014 г. на 25% к уровню годичной давности, считает он. Самому оператору тоже выгоднее продавать планшеты: интернет-трафик с этих устройств и со смартфонов постоянно растет и к концу 2014 г., согласно расчетам МТС, превысит 50% всего мобильного интернет-трафика.
Другие розничные сети не спешат расставаться с ноутбуками.
В сети магазинов электроники "Ион" в первом полугодии 2014 г. продажи ноутбуков в штуках снизились на 10%, но в деньгах они стабильны, рассказывает представитель "Ион" Вилли Крючков. Уменьшаются продажи относительно недорогих устройств — до 20 000 руб. (вместо них все чаще покупают планшеты), а на дорогие модели спрос неизменен, объясняет он. Поэтому "Ион" планирует сократить ассортимент недорогих ноутбуков в пользу планшетов.
Не планирует убирать ноутбуки с полок и "М.видео", говорит ее представитель Антон Пантелеев. Хотя продажи этой категории товаров уже не растут такими взрывными темпами, как раньше, но и списывать ее со счетов пока рано, считает он. Сейчас ноутбук есть практически у всех, у многих даже не один, и происходит эволюционная замена этих устройств, объясняет Пантелеев. Он признает, что доля ноутбуков в продажах компьютерной техники (настольные ПК, моноблоки, планшеты, ноутбуки) снижается. В магазинах самой "М.Видео" доля ноутбуков (в штуках) составляла 68,2% компьютерного ассортимента в 2012 г., 48,7% в 2013 г. и 40,7% в первой половине 2014 г.
Классические ноутбуки постепенно вытесняются новыми категориями портативных компьютеров — трансформерами, игровыми устройствами, констатирует Пантелеев. Впрочем, сенсорные экраны, раскладывающиеся корпуса и другие подобные инновации не сильно влияют на массовый спрос, уточняет руководитель группы маркетингового анализа "Эльдорадо" Никита Семенов.
Убирать ноутбуки из магазинов не собирается пока и Media Markt, говорит ее представитель Анна Трофимова, хотя и признает: планшеты вытесняют ноутбуки из IT-категории уже несколько лет.
Валерий Кодачигов, Наталья Ищенко