Наибольший ущерб понесло ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). 21 июля комиссия ФАС пришла к выводу, что рекламное заявление оператора об отмене роуминга в России, распространяемое в эфире федеральных телеканалов, не соответствует действительности. Антимонопольное ведомство выдало рекламодателю предписание устранить нарушение и готовит материалы, чтобы возбудить административное дело и определить размер штрафа.
"О рекламе можно спорить, но по сути МТС отменила роуминг для своих абонентов на новых тарифах, а для пользователей старых тарифов предложила абсолютно бесплатную опцию, которая обнуляет стоимость всех входящих вызовов при поездках по России, - возразил представитель оператора в беседе с ComNews. - Об эффективности нашего решения говорит то, что другие операторы большой тройки вышли с подобными предложениями".
Двумя днями позже, 23 июля, Московское областное Управление ФАС (УФАС) вынесло четыре постановления о привлечении МТС к административной ответственности и назначило фирме штраф на общую сумму 400 тыс. руб. за распространение рекламы без предварительного согласия абонента или адресата. По словам представителя сотовой компании, дело было заведено по жалобе абонента на несанкционированную рекламу, в том числе сети фитнес-центров. МТС с решением УФАС не согласна. "Согласно законодательству, не оператор связи, а конечный заказчик рекламы должен получать согласие абонента на получение рассылки", - утверждает собеседник ComNews.
23 июля Новосибирское УФАС России также наложило на МТС штраф в 100 тыс. руб. за ненадлежащую рекламу. В тот же день ведомство Игоря Артемьева оштрафовало на те же 100 тыс. руб. каждого из операторов "тройки" - МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом" - за распространение ненадлежащей рекламы услуг в эфире федеральных телеканалов.
Представитель МТС отметил, что компания уже обжаловала решение о распространении рекламы без согласия абонента. Возможность обжаловать другие решения оператор пока рассматривает, конкретные решения будут приняты позже.
Другая сотовая компания, "МегаФон", попала под обвинения ФАС еще 20 июля, когда комиссия ведомства рассматривала заявление гражданина с претензией на рекламу тарифа "МегаФон - Все включено S", прошедшую в мае на федеральных телеканалах. В этой рекламе говорилось об абонентской плате в размере 190 руб. в месяц, в то время как в нижней части рекламы указывались иные условия: на первом дисклеймере - "190 руб. - размер абонентской платы за 1-й месяц пользования тарифным планом "МегаФон - Все включено S", на втором дисклеймере - "Размер абонентской платы за 2-й и последующие месяцы зависит от филиала подключения. Подробнее - www.megafon.ru. Предложение действительно до 31.05.2015".
По мнению представителей ФАС, текст дисклеймеров невозможно было прочесть за восемь и четыре секунды соответственно из-за мелкого шрифта и краткого времени показа. Это обстоятельство не позволяло потребителям воспринимать поясняющую информацию - соответственно, фактически они не получали сведений, необходимых по закону.
Пресс-секретарь ПАО "МегаФон" Алия Бекетова рассказала, что в рекламном ролике тарифа "Все включено S" содержится полная и достоверная информация о тарифе. На ее взгляд, в этом факте может убедиться каждый абонент, подключивший тариф или просмотревший ролик. "По шрифту нет определенных стандартов, поэтому любое решение о его размере субъективно, но нам важно мнение каждого потребителя и мы учтем эту жалобу в дальнейших рекламных кампаниях", - замечает она.
По словам Алии Бекетовой, "МегаФон" не видит увеличения числа претензий ФАС. Представитель МТС этот вопрос комментировать не стал.
Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" в пятницу отказалась от комментариев. Не смогла предоставить дополнительных разъяснений и пресс-служба ФАС.
Даниил Сидоров