Собственно, продажами брендированных телефонов в России "ВымпелКом" занялся еще в 2008 г. Тогда на Дальнем Востоке оператор запустил в продажу трубки под своим брендом в пилотном режиме. "Поскольку на Дальний Восток "ВымпелКом" выходил изначально с сетями третьего поколения, то нам крайне важно было предложить абонентам максимально комфортные услуги и сервисы. В связи с чем мы стали продавать бюджетные модели телефонов с поддержкой 3G", - поясняет пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева.
В течение 2010 г. телефоны с брендом "Билайн" появятся на территории всей России, обещает Ксения Корнеева: "Мы ведем переговоры со всеми вендорами и открыты к любым предложениям". Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин не исключает, что "ВымпелКом" будет сотрудничать с китайской Huawei.
"ВымпелКом" не исключает, что в других регионах России телефоны от "Билайна" также будут поддерживать 3G. "Мы уже запустили сети 3G во всех субъектах РФ, спрос на услуги мобильного доступа в Интернет крайне высокий (нашими USB-модемами пользуется более 1 млн абонентов), однако проникновение мобильных телефонов с поддержкой 3G пока все еще низкое. По России в целом примерно 13%, по Московскому региону - около 17%", - отмечает Ксения Корнеева.
Сергей Савин полагает, что этот проект "ВымпелКома" будет успешен - в распространении трубок ему может помочь сотовый ритейлер "Евросеть" ("ВымпелКом" владеет 49,9% компании). По крайней мере, одной из причин успеха в распространении брендированных трубок в России другого игрока "большой тройки" - "Мобильных ТелеСистем" (МТС) Савин называет именно работу розничной сети этого оператора. МТС начал продажи в 2009 г. "В конце 2009 г. брендированные телефоны занимали около 15% в продажах в сети МТС, а топовая модель (МТС 236) вошла в пятерку самых продаваемых моделей на рынке России. Сейчас доля продаж телефонов от МТС в нашей сети стабильно держится на уровне от 13% до 17%", - говорит пресс-служба МТС. Оператор стремится сохранить долю в 15-20% внутри продаж компании. "В будущем нам по силам занять 15% рынка телефонов, рост рынка в 2010 г. ожидается на 10-12%", - уверяет пресс-служба МТС.
Президент "Евросети" Александр Малис уверен, что торговать брендированнными телефонами ритейлерам не выгодно. "Популярны будут только дешевые трубки", - краток он.
МТС продает четыре модели аппаратов под собственным брендом, ценовой диапазон - средний и нижний. "Совсем премиальных телефонов мы пока не выпускаем, надо сначала укрепиться в базовой массовой нише, а дальше можно экспериментировать с высокодоходным сегментом, - отмечает пресс-служба оператора. - Пока мы не расширяли линейку моделей, но уже в ближайшие месяцы будем выпускать новые, чтобы получить сбалансированное портфолио, как минимум, 6-7 телефонов под брендом МТС для различных сегментов массового рынка".
Оператор выбирает для продажи те модели, которые уже оттестировал и запустил в продажу Vodafone (в рамках партнерства двух компаний). Трубки МТС закупает у ZTE и Huawei. "Мы ведем переговоры, в том числе, с лидирующими производителями. Причем полностью брендированные телефоны - это не единственное направление. Возможен выпуск ко-брендовых телефонов, будут телефоны просто с кастомизированным программным обеспечением (софтом). Мы идем по модели Vodafone и других лидеров мирового рынка, которые реализуют проекты по ко-брендингу с ведущими производителями. Это достаточно сильные марки, чтобы продвигать и бренд МТС тоже", - уверена пресс-служба МТС.
Менеджер по связям с общественностью "МегаФона" Людмила Игнатьева отмечает, что "МегаФон" первым в России вывел на рынок бюджетный телефон в комплекте с SIM-картой "К связи готов!". Все модели телефонов, которыми торгует "МегаФон", оператор относит к "социальному" сегменту (комплекты "К связи готов!", минифон и "Телефон с большими кнопками"). "Телефон с большими кнопками" - ориентирован, прежде всего, на пожилых людей и людей с ослабленным зрением. Благодаря пониженному уровню радиоизлучения он совместим с кардиостимуляторами и слуховыми аппаратами. Минифон удобно использовать как второй телефон, аппарат на замену или телефон для маленьких детей", - говорит Людмила Игнатьева.
По развитию проектов в других странах СНГ планы есть только у "ВымпелКома" и МТС. "МегаФон" уже не раз заявлял, что сосредоточен исключительно на развитии российского бизнеса, хотя в Таджикистане и Абхазии под своими брендами работают его "дочки".
Украинская "дочка" "ВымпелКома" - УРС ("Украинские радиосистемы") - со II квартала 2010 г. начнет продавать брендированнные телефоны среднего и низкого ценового сегментов. Основная аудитория, на которую рассчитывает УРС, - абоненты предоплатой системы расчетов массового сегмента. "С учетом высокого уровня проникновения связи такие аппараты часто используются и как вторая трубка", - отмечает представитель службы по связям с общественностью по странам СНГ "ВымпелКома" Галина Курганова. Детали проекта, условия продажи трубок абонентам (с контрактом или нет) еще прорабатываются. "По нашим оценкам, ниша для подобного продукта на Украине есть", - уверена Галина Курганова. "К тому же на Украине также работает "Евросеть", - напоминает Сергей Савин.
"ВымпелКом" также запустил в ноябре 2009 г. официальные продажи брендированных телефонов в Грузии. "В преддверии Нового года спрос на трубки превзошел все ожидания: за две недели абонентская база выросла на 10%. Стоимость мобильного телефона "Билайн" с монохромным экраном производства ZTE составляет около $17, с цветным - около $20", - говорит Галина Курганова. Телефон в Грузии продается со встроенной SIM-картой.
Помимо России МТС в феврале 2010 г. запустила продажи брендированных аппаратов в Туркмении и Армении. Компания подумывает о выводе трубок под своим брендом и на другие рынки СНГ.
Татьяна Золотова