Орбитальную позицию 183° в.д. использует спутниковый оператор SES, штаб-квартира которого находится в Люксембурге. Перемещение спутника "Ямал-300К" происходит в рамках сотрудничества ГКС и SES. Космический аппарат "Ямал-300К" был запущен 3 ноября 2012 г. в орбитальную позицию 90° в.д. Позже, 15 декабря 2014 г., в эту точку был запущен спутник "Ямал-401".
"Перемещение спутника "Ямал-300К" необходимо, так как частоты, на которых он работает, пересекаются с частотным планом "Ямала-401", - пояснил репортеру ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот. - Изначальный план ГКС заключался в том, чтобы перевести "Ямал-300К" в точку 163,5° в.д., но срок прав на нее истек до того, как туда был запущен спутник".
По словам Игоря Кота, ГКС планирует, что спутник "Ямал-300К" прибудет в новую орбитальную позицию в мае 2015 г. По расчетам компании, движение спутника к этой точке займет около месяца - таким образом, "Ямал-300К" начнет перемещение из точки 90° в.д. в апреле. В позиции 183° в.д. уже находится спутник NSS-9 компании SES, но он работает в C-диапазоне, в то время как "Ямал-300К" оснащен транспондерами Ku-диапазона. Поэтому, находясь в одной орбитальной позиции, эти спутники не будут создавать помехи друг другу.
ГКС уже перевела основную часть клиентов со спутника "Ямал-300К" на "Ямал-401". "Мы ведем переговоры с рядом компаний по аренде емкостей на спутнике "Ямал-300К" уже в новой орбитальной позиции. В том числе на ресурс этого спутника претендует и SES", - сказал Игорь Кот. Условия сотрудничества ГКС и SES стороны не разглашают.
Это уже не первый случай подобного партнерства компаний SES и ГКС. Еще в 2011 г. в орбитальную позицию 55° в. д., права на которую принадлежали ГКС, был переведен спутник Astra 1F компании SES. Аппарат работал в этой орбитальной позиции и позволял ГКС вещать на европейскую часть России и Западную Сибирь до момента запуска спутника "Ямал-402".
Другой российский спутниковый оператор - ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) - не исключает возможности в будущем рассмотреть реализацию такой практики партнерства с иностранными компаниями. Однако, по словам начальника отдела по связям с общественностью ГПКС Дениса Сухорукова, пока речи об этом нет.
"В течение последних пяти лет ГПКС находится в активной фазе восполнения орбитальной группировки. Достаточно сказать, что за последние пять лет мы преждевременно потеряли пять новых космических аппаратов в своих орбитальных позициях. В текущем году у нас предстоит еще три пуска, и если не будет никаких сюрпризов и все спутники будут исправно эксплуатироваться, то вопрос наращивания группировки путем постановки бортов с остаточным ресурсом в новые позиции будет для ГПКС на повестке дня. В любом случае, данные действия должны быть экономически обоснованы", - рассказал репортеру ComNews Денис Сухоруков.
По словам директора по продажам компании Intelsat Марио Иванова, даже если спутниковые операторы являются конкурентами, они могут сотрудничать, если это имеет смысл для всех сторон. "Мы всегда открыты к диалогу с ГПКС и ГКС о возможных взаимовыгодных вариантах сотрудничества", - отметил Марио Иванов.
Он также напомнил, что в феврале 2015 г. Intelsat начал сотрудничать с азербайджанским оператором Azercosmos по спутнику Azerspace-2/Intelsat 38, запуск которого запланирован на 2017 г. в орбитальную позицию 45° в.д.
Компания Eutelsat тоже применяет некоторые орбитальные позиции в сотрудничестве с партнерами. "Использование сторонних спутников для защиты прав на орбитальные позиции возможно, но на временной основе, до запуска своего космического аппарата", - добавил региональный вице-президент Eutelsat в России Николай Орлов.
Андрей Федосеев