RIM на продажу?

Канадская Research In Motion (бренд BlackBerry) отчиталась за 2011 год с доходами $4,2 млрд (снижение на 25 % к 2010 году). Как заявил CEO RIM Торстен Хайнц (Thorsten Heins), в сложившихся обстоятельствах для удержания доли рынка компания рассматривает любые разумные возможности, включая партнерство с другими вендорами, ODM-контракты, а также лицензирование новой платформы BlackBerry 10. Между тем на рынке не утихают слухи о готовящейся покупке RIM южнокорейской Samsung. В пользу этой версии говорит и тот факт, что вместе с оглашением результатов года о своем окончательном уходе из RIM объявил последний из ее старожилов – Джим Балсилье, долгие годы занимавший пост co-CEO компании. Вместе с ним ее покинули CTO по разработке софта Дэвил Ях (David Yach), COO по глобальным операциям Джим Рован (Jim Rowan).

«Завершая мою трудовую деятельность в RIM, я благодарен за полученный здесь богатый опыт, а также за возможность совместной работы с выдающимися профессионалами, кто смог превратить канадскую идею в глобальный успех», – отметил г-н Балсилье, занимавший до недавнего времени пост председателя правления компании. Уход трех топ-менеджеров стал последним из череды отставок за последние несколько месяцев для компании, которая борется со снижением доходов, поставок и падением рыночной доли вследствие давления конкурентов, прежде всего, Apple, Samsung и Motorola Mobility (о назначении нового СЕО читайте в материале рубрики «Оборудование» от 25 января 2012 г.). Из-за давления конкурентов и постоянных отсрочек вывода новых продуктов Research In Motion потеряла 88 % своей капитализации с пикового 2008 года ($80 млрд) до $8,9 млрд, что создало реальную угрозу покупки компании конкурентами. Тем не менее слухи о продаже RIM ее руководство решительно опровергает. «Мы бы рассматривали ее (продажу), но это далеко не главное направление нашей деятельности сегодня», – отметил президент и CEO RIM Торстен Хайнц (Thorsten Heins). В то же время на рынке периодически возникают слухи о покупке RIM южнокорейской Samsung или, по крайней мере, получении доли в компании в обмен на возможность выпускать смартфоны Samsung под управлением лицензионной ОС BlackBerry 10. Однако, как и RIM, в Samsung решительно отвергают любые рыночные слухи.

Тем не менее г-н Хайнц все же надеется на успешный запуск модели лицензирования своей платформы нового поколения BlackBerry 10. «В настоящее время существует множество компаний, стремящихся выйти на рынок смартфонов, растущий феноменальными темпами. И мы верим, что сможем предложить нашим будущим партнерам все наши лучшие наработки и технологии BlackBerry. Конечно, это будет очень непросто, мы очень рискуем, и у нас пока нет уверенности в успехе этого», – добавил г-н Хайнц. RIM далеко не первый вендор, задумавшийся о лицензировании своей платформы. Совсем недавно провалилась аналогичная попытка Hewlett-Packard с webOS, а также попытка Nokia и Intel с платформой MeeGo. К сожалению, единственным удачным примером модели лицензирования в настоящее время служит пример Google с OS Android – софтверной компании и интернет-гиганта, но никак не производителя смартфонов.

В то же время для сохранения своих лидирующих позиций в корпоративном секторе ранее RIM объявил о новой стратегии развития сервисов BlackBerry Enterprise Server, которая позволит работать в ней не только смартфонам BlackBerry, но и устройствам под управлением iOS, Android и Microsoft ActiveSync. Запуск BlackBerry Mobile Fusion (BMF) ожидается с выходом на рынок PlayBook tablet OS (2.0) этой весной, а также новым поколением смартфонов на QNX-платформе BlackBerry 10. Интересно, что компания также подсчитала свои убытки от нескольких случаев сбоев и прекращения работы BlackBerry Business Service в прошлом году – они составили $54 млн. RIM решил отложить ежегодную майскую встречу с инвесторами до момента запуска линейки BlackBerry 10. При этом в мае разработчикам станет доступен прототип смартфона под управлением ОС BlackBerry 10 – это еще не будет полной версией коммерческих устройств, но разработчики смогут получить представление о них.

 

Президент и СЕО RIM Торстен Хайнц (Thorsten Heins)

Компания окончила  год с доходом $1,2 млрд ($3,4 млрд в 2010 году) при продажах на уровне $18,4 млрд ($19,9 млрд соответственно). Что касается операционных результатов четвертого квартала 2011 года, то впервые за семь лет RIM закончил его с убытками в размере $125 млн (по сравнению с прибылью $934 млн за аналогичный квартал 2010 года). За этот период компания продала 11,1 млн смартфонов BlackBerry и 500 тыс. планшетов PlayBook (14,1 млн смартфонов и 150 тыс. планетов в третьем квартале 2011 года). «Четвертый квартал стал еще одним непростым отчетным периодом для компании, показав снижение доли на 0,7 % по сравнению с 2010 годом. И хотя международные продажи выросли, они все равно не смогли покрыть резкого снижения продаж на ключевом для компании рынке – североамериканском. Здесь Apple и Samsung продолжают замещать долю RIM, пока компания назначила нового СЕО и отложила выход нового семейства смартфонов на BlackBerry 10 до Q4 2012 года. Поэтому этот год станет очень важным для компании RIM, которая становится похожа на Nokia, осуществляя агрессивную миграцию на новую платформу, одновременно поддерживая слабую и стремительно устаревающую», – отметил аналитик ABI Research Микаэл Морган (Michael Morgan) для Fiercewireless.

По всей видимости, новая линейка BlackBerry 7 не нашла того понимания у пользователей, на которое рассчитывали в компании, – RIM оценивает так называемые inventory provision (нереализованные складские запасы) на уровне $197 млн. Но в RIM все еще надеются повысить продажи смартфонов на BlackBerry 7 до появления линейки BlackBerry 10, не в последнюю очередь за счет снижения цен и выпуска новых бюджетных моделей смартфонов BlackBerry. Тем не менее из-за нестабильности рынка и бизнеса компании RIM заявил, что отказывается от прогнозирования своих доходов. Компания по-прежнему остается верна ранее взятому курсу на скорейший вывод на рынок новой волны своих устройств под управлением ОС BlackBerry 10 на основе платформы QNX во второй половине 2012 года. Ключевым рынком для новых устройств станет корпоративный сегмент, хотя компания не отрицает важности и массового рынка.

Рыночные доли крупнейших мировых производителей. Данные ABI Research на 4Q 2011

Напомним, что рынок смартфонов стремительно меняется, а главными игроками на нем становятся Apple и Samsung. Именно на них приходится сегодня до 90 % EBITDA мирового рынка беспроводных устройств за счет премиальной стоимости устройств, масштабных продаж и тесной работы с сотовыми операторами (Apple) и разнообразия доступных моделей у Samsung. При этом наиболее близко к лидерам по этому показателю из остальных вендоров находится лишь Huawei. По результатам 2011 года Apple занимал 9 % рынка по продажам устройств, но одновременно на него приходилось 36 % доходов этого рынка (74 % of pre-tax profits). При этом Nokia, в 2007 году дававшая 2/3 рыночной EBITDA, сегодня показывает лишь 5 %, тем не менее все еще надеясь на возвращение на рынок смартфонов с линейкой Lumia (см. материал рубрики «Nokia» от 14 декабря 2011 г.).

Аналитики UBS уверены, что Apple и Samsung стали лидерами вследствие того, что подтвердили свою способность продать огромное число любых устройств, которые они запускают, одновременно радикально уменьшив число предлагаемых моделей. К примеру, продажи модели Galaxy Note, не получившей ярких отзывов у аналитиков (как, впрочем, и iPhone 4S), ожидаются на уровне 4 – 5 млн устройств в первом квартале с начала продаж. При этом в Samsung рассматривают Galaxy Note лишь как продукт второго эшелона, вынужденно заполнив им пробел до выхода обновленного флагманского смартфона Galaxy S во втором квартале 2012 года. В то же время в UBS видят большой потенциал в Huawei, сегодня занимающего лишь небольшую долю рынка, из-за его сниженных до минимума производственных издержек, возможностей массового производства широкого набора устройств и способности разрабатывать смартфоны топового ценового сегмента, – к примеру, представленный на MWC-2012 Huawei Ascend D (см. материал рубрики «MWC-2012» от 28 февраля 2012 г.).

Кроме того, Huawei стал третьим после Apple и Samsung вендором, разрабатывающим для себя собственную компонентную базу. Так, тот же Ascend D оснащен четырехъядерным процессором приложений K3V2 разработки «дочки» Huawei – компании HiSilicon. «Они не просто OEM-производители, собирающие вместе отдельные компоненты различных поставщиков, они способны создавать собственные технологии. Samsung – это настоящий международный конгломерат, намеревающийся только за 2012 год потратить на R&D $42 млрд. Разве на это способен кто-то еще?» – рассказывает аналитик ABI Research Кевин Бёден (Kevin Burden). Кроме того, эти две компании смогли сфокусировать внимание пользователей на своих ключевых продуктах – iPhone 4S для Apple и семейство Galaxy S для Samsung, дифференцировав их от устройств остальных вендоров. Ведь обычно каждый месяц появляется столько новых моделей смартфонов, которые в массе своей похожи друг на друга, что информация о них просто тонет в общем информационном шуме, не доходя до ушей потенциального потребителя. И по этому пути уже стараются идти Nokia с линейкой Lumia, схожую идею выдвинуло руководство Motorola Mobility и HTC (см. новость рубрики «Оборудование» от 30 января 2012 г.).

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Huawei, Nokia, BlackBerrу, смартфоны, Android, MeeGo, iPhone 4