Компания ROBIN (ООО «РОБИН») с 2017 года создает решения для роботизации (до 2019 года – как команда разработки в структуре ГК «Аплана») и сегодня входит в число признанных технологических лидеров российского рынка RPA. В частности, компания несколько раз становилась лауреатом премии «Проект года», учрежденной сообществом GlobalCIO: в 2019 году в номинации AI&RPA, в 2020 году в номинации ITSM и в 2021 году – за лучшее отраслевое решение. Платформа ROBIN стала первым программным продуктом класса RPA, вошедшим в реестр отечественного ПО Минцифры.
Среди клиентов компании, внедривших у себя программные роботы, – представители крупного бизнеса из топ-100 российских компаний: «Транснефть», «ТВЭЛ» (структура Росатома), «Банк Россия», «Аэрофлот», «Россети», «РЖД» и многие другие. Это компании из самых разных отраслей, поскольку принципы и сценарии роботизации во многом универсальны. Пока самое большое количество роботов компании ROBIN – более 2000 – используют в «РЖД».
В 2022 году компания продолжила развивать флагманское решение – платформу роботизации, а также вывела на рынок несколько новых продуктов: «ROBIN. Центр управления роботизацией» для масштабирования RPA в корпорациях и «ROBIN OCR» для распознавания текста с экрана. В течение года компания провела большое количество бесплатных обучающих мероприятий разных форматов для партнеров и заказчиков: базовое и продвинутое обучение, курсы для менеджеров. Кроме того были анонсированы новые инициативы ROBIN: комплексное решение для построения сквозной роботизации бизнес-процессов компании «Цифровой сотрудник» и облачный маркетплейс программных роботов, преимущественно для заказчиков сегмента SMB, – ROBIN CLOUD.
По статистике компании ROBIN, в 2022 году заказчики вендора чаще всего применяли программных роботов в трех направлениях: это роботизация основных специфических бизнес-процессов, закупок и финансовых процессов. Среди закупочных процедур могут быть, например, определение начальной (максимальной) цены контракта, формирование технических заданий, сбор поступающих коммерческих предложений, работа с площадками по публикации конкурсных заявок и даже непосредственное участие в аукционах – когда роботы отслеживают их проведение и при необходимости автоматически снижают сумму предложения на минимальный шаг. В финансовых подразделениях роботизация востребована, например, при обработке актов сверок, подгрузке различных данных в систему 1С и выгрузке данных из нее.
Участие роботов в уникальных бизнес-процессах, обеспечивающих основную деятельность компаний, можно проиллюстрировать кейсом в «Аэрофлоте», где робот мониторит табло прибытия и отправления рейсов и переносит данные во внутренние системы перевозчика. В «Уралсибе», в свою очередь, роботы обслуживают заявки клиентов на получение банковских продуктов.
Интересные кейсы есть и по другим направлениям. Так, в «Евразийском банке» (Казахстан) робот сопровождает HR-процесс, связанный с увольнением сотрудника и заполнением обходного листа. В «Мосэнергосбыте» робот упрощает службу юристов, подготавливая ходатайства в суд на должников по электроэнергии.
Отдельным новым трендом на рынке RPA стал резкий рост интереса к этой технологии со стороны государственных компаний. В 2022 году ROBIN начал сотрудничество с Правительством Санкт-Петербурга, ДИТ Москвы, Министерством экономического развития и рядом других структур. Важно, что у госзаказчиков пока нет такого опыта в сфере роботизации, как у некоторых коммерческих организаций. Поэтому им необходимы консалтинговые услуги по методологии RPA, помощь в создании центров экспертизы.
Разумеется, наибольшее влияние на российский ИТ-рынок в целом в 2022 году оказала политика импортозамещения и переход заказчиков с зарубежных программных продуктов на отечественные. По оценкам экспертов, в ближайшие два года 90% российских заказчиков перейдут на отечественные платформы роботизированной автоматизации процессов.
Павел Борченко, генеральный директор компании ROBIN
«Для российских вендоров RPA в 2022 году открылось окно возможностей, когда зарубежные компании покинули рынок. Весной начался рост спроса на импортозамещение, и на текущий момент большинство российских клиентов, которые раньше использовали зарубежные решения, уже выбрали себе российский аналог или находятся на финальной стадии выбора. За счет этого обострилась конкуренция между отечественными вендорами, каждый пытался как можно скорее выпустить недостающий функционал, который был у зарубежных платформ. При этом каждый привносил в свой продукт и какие-то уникальные преимущества: кто-то делал более гибкое лицензирование, кто-то больше работал над безопасностью, кто-то – над удобством интерфейса», – пояснил генеральный директор компании ROBIN Павел Борченко.
По словам спикера, многие российские разработчики RPA-платформ выбрали стратегию прямолинейного копирования зарубежных решений и постарались максимально продублировать привычный заказчикам функционал, разработать схожие интерфейсы. К таким платформам более лояльно отнеслись клиенты, у которых уже существовал центр экспертизы по зарубежным решениям. С другой стороны, популярные западные платформы, давно вышедшие на рынок, зачастую используют устаревшие технологии, что влечет за собой определенные сопутствующие проблемы в архитектуре и уязвимости ИБ.
Компания ROBIN следует собственному пути, гармонично развивая различные характеристики своих продуктов с той целью, чтобы не просто копировать, но и превзойти решения предшественников и конкурентов. Например, практически у всех вендоров создание и запуск роботов реализован на .NET Framework от Microsoft, что сегодня несет дополнительные риски пользователям RPA. Роботы ROBIN поддерживают, помимо языков .NET (C#, VisualBasic, C++, Jscript), также Java, и Python, при этом в качестве редакции java, используется отечественная и включена в Единый Реестр Отечественного ПО, Liberica, JDK. Кроме того, они могут запускаться под любой операционной системой (в том числе российскими дистрибутивами Linux – РЕД ОС, Astra Linux, ALT Linux) и на любых процессорах. Архитектура RPA-платформы ROBIN позволяет создавать кроссплатформенных роботов, то есть это удобное и гибкое решение.
Другой особенностью ROBIN является наличие двух режимов создания роботов для разных категорий пользователей. Изначально это была No-Code платформа, где роботы создавались без необходимости программирования, из «кубиков», и это могли делать даже не знакомые с кодингом бизнес-аналитики. Но для клиентов, которые в рамках центров экспертизы RPA содержат штат высококвалифицированных технических специалистов, в 2022 году был создан отдельный режим Low-Code. Таким образом, разные категории пользователей могут по-разному решать задачи роботизации, получая при этом одинаково эффективных роботов, надежных с точки зрения информационной безопасности.
RPA-платформа ROBIN включает в себя три основных модуля: Robin Studio, Robin Robot и Robin Orchestrator. «Студия» предназначена для создания роботов – и как раз в ней реализованы два режима: No-Code и Low-Code. «Robot» – это модуль для запуска робота на виртуальной или физической машине клиента. «Оркестратор» – это серверное приложение для администрирования и мониторинга всех программных роботов, которые есть в компании.
Среди дополнительных компонентов, расширяющих возможности платформы, – модуль ROBIN AI, позволяющий применять в RPA модели машинного обучения. В основном они применяются для работы с неструктурированными текстами: например, когда пользователю необходимо грамотно и быстро маршрутизировать поступающие в СЭД документы по разным получателям или классифицировать обращения в системе ITSM. ROBIN AI умеет взаимодействовать и с чат-ботами.
Модуль ROBIN ChatBot создан для построения диалогов. Например, когда сотруднику необходима справка 2-НДФЛ, он пишет об этом в корпоративный мессенджер, бот выясняет подробности и передает запрос программному роботу. Робот запускает HR-систему и генерирует справку, которую потом отсылает сотруднику.
Модуль ROBIN OCR предназначен для распознавания текста с картинки – это могут быть фотографии или сканы документов.
Внедрение RPA-платформы можно реализовать тремя способами. Наиболее популярный вариант – когда заказчик приобретает лицензии и занимается внедрением самостоятельно, а со стороны ROBIN только проводится обучение ( с сопровождением на всех этапах создания центра экспертизы, так же ROBIN может выступать в качестве экспертов во внутренних проектах, а также проводить Vendor QA).
Второй вариант – внедрение с привлечением интегратора из обширной партнерской сети вендора. Среди партнеров ROBIN – такие компании, как КРОК, IBS, Softline, «Инфосистемы Джет».
Существует три модели лицензирования RPA-платформы: годовая подписка, бессрочная лицензия на каждую машину и безлимитная лицензия на компанию без учета количества машин.
«ROBIN Цифровой сотрудник» – решение, на разработку которого в 2022 году вендор получил грант от Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Цель нового продукта – сделать автоматизацию сквозных процессов в компаниях более доступной. Теперь роботизация охватывает не просто отдельную частную задачу на конкретной машине сотрудника, а выстраиваются полноценные сквозные бизнес-сценарии, подразумевающие взаимодействие различных роботов, систем и сотрудников.
В основе архитектуры «Цифрового сотрудника» по-прежнему лежит RPA, реализующий большинство функций. Он снабжен дополнительными интегрированными блоками – о некоторых из них речь шла выше (ROBIN AI, ROBIN OCR и другие). RPA позволяет работать с внешними системами через интерфейсы (например, API), связывая таким образом эти системы между собой и имитируя рутинные операции везде, где это возможно. Отдельно в системе реализован BPM-движок, совмещающий функции конструктора процессов и редактора экранных форм.
«Все наши технологии, по сути, объединяется в один большой продукт, с помощью которого мы хотим выстраивать сложные процессы по взаимодействию человека и робота – чтобы они могли обмениваться информацией в понятном и удобном виде. К концу февраля 2023 года мы планируем получить альфа-версию этого продукта, а в июле – вывести его в продуктив. На текущий момент мы уже предлагаем заказчикам стать первыми пользователями этого продукта в рамках альфа-тестирования. Это поможет нам на раннем этапе собрать конструктивную обратную связь. Клиентам, которые поучаствуют в тестировании, мы предоставим эксклюзивные условия на наши лицензии, услуги внедрения и сервисы», – замечает Павел Борченко.
«Центр управления роботизацией» – это специальное решение ROBIN для холдинговых структур, в которых за роботизацию в различных распределенных дочерних обществах отвечает единый центр экспертизы. В таком случае у этого центра экспертизы существует потребность в понятной методике сбора заявок, переиспользовании уже созданных роботов другими подразделениями, донесении информации о готовых решениях.
«Центр управления роботизацией» – это веб-портал, который разворачивается внутри корпоративной сети организации и содержит маркетплейс готовых роботов, которые уже сделаны внутри холдинга. Например, одна дочерняя структура решила задачу по формированию начальной максимальной цены для участия в конкурсах. Такой же процесс существует в остальных дочерних обществах, и через маркетплейс этого робота можно тиражировать по всей организации. При этом если в работу программного робота будут вноситься изменения, они также распространятся сразу на всех. На этом же ресурсе ведется управление лицензиями, а также выставляются заявки на разработку роботов для центра экспертизы.
ROBIN CLOUD – это тоже маркетплейс, но предназначенный не для внутрикорпоративных нужд, а для многочисленных внешних пользователей RPA-платформы. Изначально этот облачный сервис был ориентирован на малый и средний бизнес, но интерес к нему проявляют и крупные клиенты.
Организации малого и среднего бизнеса редко используют программных роботов по несколькими причинам. Во-первых, лицензии, которые предоставляют вендоры, достаточно дорогие. Во-вторых, для полноценного использования всех возможностей роботизации нужен серверный инструмент (например, «Оркестратор»), а соответственно, – дополнительные серверные мощности. В-третьих, компании необходимы эксперты по роботизации, которых у SMB чаще всего нет.
В маркетплейс ROBIN CLOUD попадают готовые роботы, разработанные как специалистами ROBIN, так и сотрудниками партнеров и клиентов компании. В основном это универсальные роботы, которые каждый заказчик может использовать у себя: начиная с таких простых задач, как совмещение нескольких PDF-файлов или файлов Excel.
«Теперь из облака доступны наши модули – «Студия» и «Оркестратор». «Студия» доступна по умолчанию, любой желающий может начать разрабатывать роботов. Вся инфраструктура находится на нашей стороне, вы просто скачиваете дистрибутив и начинаете пользоваться инструментом. Оплата в данном случае идет не за лицензии, а за полезное время работы роботов. Таким образом, заказчик может легко соотнести стоимость тарифов на RPA в облаке со ставкой соответствующего специалиста», – говорит Павел Борченко.
В 2023 году компания продолжит развивать флагманскую платформу RPA и все дополнительные модули. При этом планируется полностью перевести все продукты ROBIN в Web, чтобы обеспечить для них полную независимость от операционных систем, на которых они запускаются.
Будут доработаны компоненты «Цифрового сотрудника»: конструктор форм и диалогов с пользователями, конструктор процессов, алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации роботов. Произойдет интеграция модуля чат-ботов и голосовых модулей с системой «Цифровой сотрудник».
Отдельная команда продолжит развивать продукты ROBIN OCR и ROBIN AI. Планируется расширить количество ML-моделей для использования в роботах, добавить новые механизмы предобработки документов для более качественного распознавания текста с картинки.
Компания собирается расширить штат – с примерно 60 человек (на декабрь 2022) до 100, усилить взаимодействие с организациями госсектора в России, а на зарубежном рынке – выйти с проектами роботизации за пределы СНГ. Относительно финансовых результатов ROBIN – в 2023 году прогнозируются показатели, аналогичные тем, что были в 2022 году, с небольшим приростом.
Павел Борченко ответил на вопросы ICT-Online.ru.
Действительно ли роботизация востребована сегодня во всех отраслях?
RPA – это технология автоматизации рутинных операций посредством имитации действий пользователей программными роботами. Например, робот может копировать и вставлять данные в программе компьютера точно так же, как это делает человек. Таких операций в любых департаментах, в любых компаниях огромное количество. Часто они связаны с офисными программами – Excel, Word, PowerPoint. В нашей Robin Studio около 600 различных действий, которые робот может выполнить. С их помощью можно реализовать практически любой типовой сценарий – то, что пользователь делает руками на своей машине ежедневно. Кроме того, на помощь приходят такие технологии, как машинное обучение.
Какие преимущества есть у режима No-Code по сравнению с Low-Code?
С помощью подхода No-Code робота может создать любой пользователь, даже не знающий основ программирования, – например, бизнес-аналитик. За счет этого внедрение роботизации происходит быстрее и дешевле. Еще более важное отличие – в уровне безопасности. Когда мы создаем робота без программирования, офицеру ИБ достаточно проверить RPA-платформу и убедиться в ее надежности. В дальнейшем ему не нужно углубляться в каждый сценарий, так как всё строится из одних и тех же «кубиков». Если же это Low-Code решение, то для проверки каждого нового кода нужно каждый раз привлекать ИБ – нет ли в коде «закладок», уязвимостей, позволяющих похитить данные из системы RPA.
Как вы добиваетесь внимания заказчиков? Или они сами вас находят?
Мы, конечно, разными способами продвигаем свой продукт, развиваем RPA-сообщество. Но и заказчики всё чаще ощущают необходимость внедрения у себя RPA. Когда заказчик к нам обращается, мы рассказываем ему про технологию, выявляем у него процессы, которые можно роботизировать и, как правило, делаем бесплатный пилотный проект. После этого принимается решение о полноценной закупке.
Используете ли вы программных роботов в собственных процессах?
Да, разумеется. Например, выдача сертификатов по прохождению клиентами и партнерами обучения в нашей Академии производится роботом. Также с помощью RPA мы автоматизируем некоторые функции бухгалтерии, связанные с зарплатными ведомостями.
Чем занимаются роботы на госслужбе? Например, в администрации Петербурга?
Администрация Петербурга заинтересовалась проектом RPA летом 2022 года, в сентябре был приобретен минимальный комплект лицензий, а в конце октября они уже отчитались о первых эффектах. За два месяца они обучили сотрудников и создали робота по финансовым проверкам закупок, эффект от которого составил около 150 человекочасов в сутки. Проект особенно важно было завершить до Нового года, поскольку обычно в этот период у сотрудников органов власти происходит аврал. Получается, что с помощью робота сотрудники могут сейчас работать в спокойном режиме, не опасаясь всплеска нагрузки. Получив такой эффект, в Петербурге планируют большое развитие проектов RPA на 2023 год.
Распространяется ли интерес к RPA за пределы Петербурга и Москвы?
В регионах, на самом деле, до сих пор мало внедрений RPA. Думаю, что нашим региональным партнерам стоит сделать акцент на новом решении ROBIN Cloud, которое ориентировано на малый и средний бизнес. Помимо стандартной модели внедрения, у интеграторов здесь еще есть возможность создавать собственных роботов, публиковать на маркетплейсе и продавать их как готовые собственные решения. И на эту площадку довольно просто привлекать клиентов.
Какие страны за пределами СНГ вы сегодня рассматриваете для развития бизнеса?
В первую очередь, это страны Латинской Америки, например Бразилия. Там мы уже видим заинтересованность в наших решениях.
А на российском рынке есть ли еще возможность нарастить клиентскую базу?
Те заказчики, которые уже выбрали российские решения на замену зарубежным, скорее всего, на них и останутся. Но на рынке еще огромное количество потенциальных заказчиков, которые с RPA пока не работали. И наше решение как раз отлично подходит для тех, кто только начинает погружаться в RPA. Оно более простое и доступное.
Кроме того, наш новый продукт «Цифровой сотрудник» – это гораздо больше, чем просто RPA. Это сквозные технологии, в том числе распознавание текста, машинное обучение и другие. С этим продуктом мы сможем найти свою нишу, в том числе, и у тех клиентов, которые выбрали другую платформу RPA.