Петиция о привлечении разработчиков портала к ответственности размещена на портале change.org.
Напомним, в 2015 г. в Петербурге изменился процесс подачи заявлений о приеме в первый класс. Власти исключили традиционный способ, а вместо него ввели два новых: документ можно было подать в электронном виде через городской портал госуслуг или в одном из Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с 1 февраля по 30 июня 2015 г. Родители стремятся подать заявление как можно раньше, чтобы ребенок попал в желаемую ими школу.
В петиции они пожаловались, что 1 февраля 2015 г. портал госуслуг не действовал в течение достаточно долгого времени (нескольких часов). Родители обратились в МФЦ, чтобы записать ребенка в желаемую школу, но очереди в них на тот момент уже были слишком велики. "Если бы разработчики потрудились доработать версию сайта и, как обещали публично, подключить дополнительные мощности - сервера и т.п. - этой коллизии не произошло бы. Последние 2-3 месяца нас убеждали в том, что подача заявления через сайт - наилучший из двух способов. Однако мы потеряли не только много бесполезно проведенных часов перед зависшим компьютером, но также места в очереди в школы и веру в то, что нам говорят официальные лица, представители государственных официальных сайтов", - отмечается в петиции на change.org.
Кроме того, сбор подписей под обращением в Прокуратуру Петербурга по этому же вопросу ведет региональная общественная организация "Санкт-Петербургский городской родительский комитет" (spbroditeli.ru). "Полноценный доступ к сервису восстановился лишь около 02 часов 01.02.2015 г. и проработал до 07:30, после чего Портал практически полностью перестал отзываться на запросы пользователей. Любые попытки обращения к сервисам Портала давали сбой и лишь немногим гражданам удалось воспользоваться возможностью получения Государственной услуги на Портале вплоть до 13 часов 10 минут 01.02.2015 г. После этого времени Портал стал работать в штатном режиме и граждане смогли оформить заявления", - говорится среди прочего в обращении "Санкт-Петербургского городского родительского комитета".
Петербургские СМИ сообщали о временных перебоях в работе сайта еще с ночи 31 января, но 1 февраля ситуация достигла критической точки. "Единственная площадка для фиксации заявлений – сайт Госуслуги — благополучно завис до старта процедуры в 9 утра. Очереди около районных Многофункциональных центров, где также через Госуслуги принимают заявки, выросли еще накануне вечером, и в некоторых районах в них собрались до тысячи человек. Очевидцы сообщали о потасовках", - сообщалось 1 февраля на портале радиостанции "Эхо Москвы в Санкт-Петербурге".
Помимо родителей на сбой в системе пожаловался и первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Он направил обращение в Генпрокуратуру и потребовал узнать, почему сайт отказался работать. "Надо разобраться в причинах сбоя, из-за которого сотни людей вынуждены были часами стоять на улице в очередях, составлять списки - кто за кем занимает, мерзнуть, и все для того, чтобы получить гарантированную государством услугу - записать ребенка в первый класс", - говорил народный избранник, передает ТАСС.
За четкой работой портала госуслуг в городе должен следить Комитет по информатизации и связи. Сама услуга по зачислению в первый класс разработана подведомственным этому комитету предприятием - СПб ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" ("СПб ИАЦ"). ФГУП "Автоматическая телефонная станция Смольного" ("АТС Смольного") обязана обеспечивать бесперебойную работу общегородской выделенной сети передачи данных - единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) органов государственной власти Петербурга.
Отвечая на вопрос репортера ComNews о способах подготовки портала к приему заявлений на запись в школу, председатель Комитета по информатизации и связи Петербурга Иван Громов отметил, что в 2015 г. на портале была проведена "значительная работа по подготовке программной и аппаратной составляющих обеспечения предоставления данной услуги". По его словам, с конца декабря 2014 г. до середины января 2015 г. осуществлено полное перемещение системы на более современное серверное оборудование, и это позволило увеличить пропускную способность каналов передачи данных. "Аппаратная составляющая по сравнению с 2014 г. усилена примерно в 5 раз", - добавил он.
Заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Петербурга Андрей Никольский сообщил в интервью "Эху Петербурга", что 3 февраля его ведомство вместе с контрольным управлением администрации губернатора начнет проверку и будет выяснять причины сбоев. "На утро назначена первая встреча. Разумеется, будем изучать состояние системы. Не состояние, а информацию по логам, которые были записаны. Соответственно, будем общаться с людьми, которые непосредственно являются исполнителями по данному контракту. Это ГУП "ИАЦ", - уточнил он.
Директор АТС "Смольного" Феликс Касаткин сообщил репортеру ComNews, что в преддверие 1 февраля предприятие приняло меры по дополнительному повышению надежности работы ЕМТС. В результате эта сеть работала устойчиво как до 1 февраля, так и в этот и в последующие дни. Он подчеркнул, что доказательством этому является отсутствие каких-либо сбоев в работе МФЦ по всем государственным услугам, так как МФЦ используют ЕМТС в качестве канала для передачи данных.
"Данные онлайн-мониторинга "АТС Смольного" показывали непрерывную доступность ресурса alpha.gu.spb.ru для прохождения авторизационных запросов пользователей с малым временем задержки и практически нулевым процентом потери пакетов в течение всего 1 февраля. По имеющейся в распоряжении "АТС Смольного" информации, временная недоступность ресурса alpha.gu.spb.ru была вызвана ограничениями в одновременной авторизации экстраординарного количества пользователей, и не была связана с его физической недоступностью по причине каналов передачи данных", - подчеркнул Феликс Касаткин.
Со своей стороны, за еще один фрагмент системы отвечал "Ростелеком". При записи детей в школы на региональных порталах любому пользователю необходимо авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Именно за стабильную работу ЕСИА и отвечает "Ростелеком". 27 января в Петербурге проходило нагрузочное тестирование этой системы совместно с ГКУ МФЦ и Минкомсвязи, рассказал представитель оператора. "Ростелеком" тестировал именно нагрузку на ЕСИА. По словам собеседника ComNews, 1 февраля работала усиленная смена, которая отслеживала работу ЕСИА.
Сбои в работе городских порталов госуслуг происходят не в первый раз. Напомним, в Москве возможность электронной записи ребенка в первый класс через московский портал госуслуг pgu.mos.ru существует с 2011 г. "В том году, когда запись в школу на pgu.mos.ru была открыта в первый раз, в первые часы записи нагрузка на портал в шесть раз превысила обычные для этого времени суток и дня недели показатели, что на короткое время осложнило доступность ресурса. Однако в дальнейшем система была оптимизирована, ресурсы портала позволяют обрабатывать в штатном режиме все запросы", - рассказала представитель пресс-службы Департамента информационных технологий г. Москвы Наталья Ворыханова.
В Москве заявление о приеме ребенка в первый класс образовательной организации для обучения с 1 сентября 2015 года подается с 15 декабря 2014 г. по 5 сентября 2015 г. Родитель вправе указать до трех предпочтительных школ, но одна из них обязательно должна быть прикреплена к месту регистрации ребенка.
Электронная запись в школы на территории Нижегородской области будет осуществляться третий раз, рассказал репортеру ComNews министр по информационным технологиям, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин. Она реализована на региональном портале государственных и муниципальных услуг (gu.nnov.ru). Властям Нижнего Новгорода также пришлось столкнуться с нагрузкой на сайт из-за массовой подачи заявлений. "В прошлые годы были зафиксированы разовые случаи падения системы в момент пиковой нагрузки. Как правило, это первый день и часы подачи заявлений в школу. Сбои длились на протяжении нескольких минут, и работоспособность системы оперативно восстанавливалась", - сообщил он.
По словам Сергея Кучина, для предотвращения подобных инцидентов министерство наращивает ресурсы оборудования и контролирует загруженность системы ежечасно в первые дни записи в школы. "Этот год не станет исключением, мы готовимся к большому числу заявителей, так как спрос на электронную запись с каждым годом только растет", - сказал он.
Елизавета Титаренко