Госкорпорация «Росатом» (вместе с «Ростехом» отвечает за реализацию федерального проекта «Цифровые технологии» в рамках нацпрограммы) подвела итоги конкурсов по выбору компаний, которые разработают «дорожные карты» по каждой из девяти основных технологий программы «Цифровая экономика». Среди компаний-победителей — «дочка» «Ростеха» Национальный центр информатизации (НЦИ), несколько институтов и Сбербанк. Остальные участники рынка, включая операторов связи, заявки на участие в конкурсе не подавали, следует из материалов, опубликованных на сайте госзакупок.
Кто будет писать «дорожные карты» по основным направлениям:
По семи контрактам из девяти исполнители предложили символическую сумму в 0,01 руб. и 1 руб. За разработку «дорожной карты» «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого получит 5 млн руб. При этом на момент объявления конкурса 1 марта 2019 года максимальная начальная цена контрактов в сумме составляет 109 млн руб. За разработку каждого из документов заказчик готов был заплатить 11–12 млн руб.
При этом комиссия определила компании, которые заняли второе место в конкурсе. Как пояснил партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт, заявки, которым присвоен второй номер, смогут претендовать на заключение контракта с «Росатомом» без конкурса, в случае если первый номер от этого уклонится. Юрист обратил внимание на стоимость контракта, предложенную победителем. «Не исключаю, что ценовые предложения участников, с учетом сложности работ по контракту, обуславливают такие итоги. То есть, несмотря на наличие колоссального опыта у всех участников, риски того, что победитель с ценовым предложением 1 коп. может отказаться от заключения контракта, все-таки остаются», — отметил Павел Иккерт.
На вторых местах оказалось сразу несколько крупных компаний, заявлявших об интересе к развитию технологий. В частности, в конкурсе по квантовым технологиям второе место заняла «дочка» «Ростеха» концерн «Автоматика», в компонентах робототехники и сенсорики — Сбербанк, в технологиях беспроводной связи — «Ростелеком», в технологии систем распределенных реестров — компания «Вейвс» Александра Иванова (развивает блокчейн-платформу Waves), в «больших данных» — компания «Форпост» (входит в «ИКС Холдинг» бизнесмена Антона Черепенникова, до недавнего времени 12,5% принадлежало «МегаФону»).
Согласно федеральному проекту «Цифровые технологии» в течение 2019 года предусмотрена разработка не менее девяти «дорожных карт» по сквозным технологиям. Как рассказывали РБК в начале февраля источники, знакомые с ходом реализации программы «Цифровая экономика», изначально к разработке «дорожных карт» проявляли интерес также «большая тройка» сотовых операторов, интернет-холдинги Mail.ru Group, «Яндекс» и Rambler Group, «Почта России» и ИT-компания «1С». Как пояснял тогда представитель одной из компаний-заявителей, на первом этапе оператор «дорожной карты» не будет претендовать на финансирование, но он сможет включить в нее какие-то свои решения и продукты, учесть свои интересы и впоследствии начать зарабатывать за счет этого.
Однако в итоге «большая тройка», «Почта России», «Яндекс», «Рамблер» и «1С» не подавали заявки на участие в конкурсах. Представитель «Почты России» отметил, что компания «никогда не претендовала на роль оператора «дорожной карты» ни по одному из направлений федерального проекта «Цифровая экономика», но намерена выступить в качестве эксперта при подготовке «дорожных карт» по пяти направлениям.
«Яндекс» готов делиться своей экспертизой и принимать активное участие в подготовке «дорожных карт» по сквозным технологиям программы «Цифровая экономика», — сказал представитель интернет-холдинга. Но участие компании в конкурсе он не прокомментировал.
Представители МТС и «МегаФона» сказали, что компании также планируют принимать участие в работе над «дорожными картами» в качестве экспертов. Представитель «ВымпелКома» отказался от комментариев. В Rambler Group и «1С» на момент публикации не ответили.
Представитель «Росатома» подчеркнул, что конкурсы по выбору операторов «дорожных карт» собрали 67 заявок, по 5–9 на каждый лот. «Участвовали самые разные организации, в том числе телекоммуникационные и ИT-компании, учебные заведения. Задача операторов — интегрировать в «дорожные карты» лучшую экспертизу в стране и сформировать план действий по развитию соответствующих технологий до уровня лучших мировых стандартов», — сказал представитель «Росатома». При этом он подчеркнул: «Внесение в карту каких-либо конкретных решений или продуктов, в том числе собственных решений и продуктов оператора, не предусмотрено». При создании «дорожных карт» запланированы их публичные обсуждения. «Процесс работы максимально заточен на то, чтобы исключить коммерческие интересы операторов и сформировать «дорожные карты» в соответствии с реальными задачами в технологической сфере», — указал представитель «Росатома».
Александра Посыпкина