На экране единицы и нули сменяют друг друга под музыку из фильма Тима Бертона «Алиса в Стране чудес». Хочется верить, что Роскомнадзор для заставки к своей конференции «Защита персональных данных» приобрел трек легальным путем.
Руководитель ведомства Александр Жаров сразу же после демонстрации ролика переходит к главной теме мероприятия, объявляя о старте реализации проекта «Цифровой дом». Впервые о проекте говорилось в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
«Цифровой дом», как утверждает Жаров, станет первым стратегическим шагом для развития публичной деятельности надзорной службы в области защиты персональных данных.
Образ дома, по словам главы Роскомнадзора, выбран не случайно. В планах ведомства спроектировать «Цифровой дом» как безопасную и комфортную среду для пользователей интернета. Инициатива ориентирована и на зарубежных партнеров, которым, правда, проект представлен под менее уютным названием Digital Privacy.
«Персонификация интернета набирает силу за счет систем сбора и обработки данных. Соцсети вкупе с сервисами без преувеличения знают о нас все», — предупредил участников конференции Жаров.
По мнению главы Роскомнадзора, технологии развиваются с головокружительной скоростью, а их проникновение в жизнь людей становится всеобъемлющим.
В ведомстве ожидают, что благодаря «Цифровому дому» будет создана «уникальная система партнерства», в которую будут вовлечены все заинтересованные лица и структуры. Для этого на конференции даже состоялось подписание Кодекса добросовестных практик в сети интернет. Под документом свои росчерки оставили представители «Почты России», «Ростелекома», МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» и других компаний.
Что это значит для конечного пользователя, по крайней мере в публичном аспекте, пока неясно, но по опыту предыдущих лет можно заметить, что Роскомнадзор любит инициировать подписание документов. Чего только стоит «антипиратский» меморандум.
И все-таки на конференции звучали не только общие слова о необходимости налаживания партнерства государства, бизнеса и общества, а также ответственном отношении к личным сведениям, но и вполне конкретные стратегические цели.
Первым их озвучил помощник президента Игорь Щеголев, которого Жаров назвал своим старшим коллегой. В ответ представитель администрации президента отшутился: «Хорошо, что не старшим братом», намекая, по всей видимости, на антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», что вполне подходит духу мероприятия.
Щеголев настаивает, что обеспечение безопасности личных данных граждан уже не может ограничиться только правовыми механизмами. «Государство должно найти механизмы, которые и на техническом уровне обеспечат гражданам защиту их данных», — подчеркнул помощник президента.
Чиновники и приближенные к государству представители бизнеса, кажется, считают «Большим» или, согласно другим переводам, «Старшим» братом американские интернет-гиганты вроде Facebook, Google и Twitter. Так,
из года в год докладчики конференции Роскомнадзора говорят, что корпорации используют сведения о пользователях для своей выгоды, оставляя граждан в неведении, куда и кому поступает собранная информация.
Данные о человеке собирают навигаторы, поисковики и браузеры, счетчики посещений веб-сайтов, платежные сервисы, операционные системы. Остерегаться пользователю стоит и «умных» телевизоров, и фитнес-браслетов.
Жаров подчеркнул, что Роскомнадзор внимательно следит за существующими и развивающимися на рынке трендами, в частности за большими данными (Big Data). По словам главы ведомства, регулирование этого аспекта находится на начальной стадии экспертного обсуждения.
Вполне логично, что следующим шагом развития закона «О персональных данных», который отметил в этом году свое десятилетие, может стать как раз контроль больших пользовательских данных. Этому предшествовало, как напоминает Жаров, требование о хранении частных сведений на территории России, вступившее в силу год назад.
Кроме того, на конференции глава Роскомнадзора высказал мнение, что необходимо создание оператора больших пользовательских данных.
Однако пока ни в ведомстве Жарова, ни в рабочей группе под предводительством Щеголева не смогли раскрыть конкретные детали грядущего регулирования.
Оно и понятно, учитывая отсутствие зарубежного опыта, на который, как правило, ориентируется Россия, и сложности с трактовкой самого понятия Big Data.
Глава InfoWatch Наталья Касперская считает, что если воспринимать «большие пользовательские данные» как новую сущность, то необходимо и свежее законодательное регулирование. Но в случае, если это часть понятия «персональные данные», то дела обстоят достаточно плохо, так как уже имеющиеся юридические правила исполняются, по мнению эксперта, «слабо».
С Касперской согласен и ее супруг Игорь Ашманов, возглавляющий компанию «Ашманов и партнеры». По его мнению, зарубежные интернет-игроки находятся в более выгодном положении и не выполняют российское законодательство.
Ашманов полагает, что Google и Facebook не перенесли базы данных российских пользователей в Россию. При этом по-прежнему остается неясным, как воздействовать на компании.
Мария Лацинская