Информацию о конкурсе Россвязь разместила на сайте госзакупок. Начальная (максимальная) цена контракта на разработку НИР составляет 300 млн руб. Россвязь будет вести сбор предложений до 14 мая.
Научно-исследовательская работа предполагает разработку и экспериментальное обоснование создания отечественных абонентских терминалов спутниковой системы связи на основе группировки космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах в Ku-диапазоне.
Результатом выполнения НИР должно стать определение основных типов абонентских терминалов и технических требований к ним, оценка возможности работы абонентских терминалов в условиях Крайнего Севера и верхних широт, а также анализ потребности в абонентском оборудовании. "Будут сформулированы и обоснованы требования к центральным земным станциям и системе управления сетью, разработаны предложения по созданию необходимой отечественной компонентной базы для серийного производства абонентских терминалов и разработана эскизная документация на экспериментальные образцы абонентских терминалов", – уточнили в пресс-службе Россвязи.
Необходимость проведения такой работы Россвязь объясняет тем, что на текущий момент все спутниковые абонентские терминалы производятся за рубежом. "С учетом обеспечения импортонезависимости является острой необходимостью разработка отечественных абонентских спутниковых терминалов, позволяющих решить спектр задач по обеспечению населения РФ качественными услугами связи, а также обеспечивающих целостность и доступность российской телекоммуникационной инфраструктуры", – передали позицию ведомства в пресс-службе.
Планируемый запуск новых космических аппаратов "Экспресс-РВ" на высокоэллиптическую орбиту требует создания отечественных спутниковых абонентских терминалов, пояснили ComNews в Россвязи. "Потребность в подобных системах связи обусловлена решением одной из задач национальной программы "Цифровая экономика РФ" по обеспечению населения устойчивой связью, а также задачами обслуживания Северного морского пути и создания инфраструктуры в Арктической зоне", – указал представитель ведомства.
Федеральный проект "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика РФ" предусматривает создание четырех космических аппаратов "Экспресс-РВ1/РВ2/РВ3/РВ4" на высокоэллиптических орбитах и одного космического аппарата "Экспресс-РВ5" в резерве до 2024 г. В настоящее время идет плановая работа, добавили в Россвязи.
Недостатком системы является то, что требуется минимум четыре спутника для достижения этого эффекта, продолжает замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ". "Даже с учетом, возможности работы на сопряженных участках (обслуживает северные территории западного полушария) ее информационная эффективность в два раза ниже, чем при использовании геостационарного спутника HTS. Но геостационарный спутник физически не может быть применен в арктических регионах для построения современной инфраструктуры широкополосного доступа, – перечисляет он. – Дополнительной проблемой является обеспечение электромагнитной совместимости с системами LEO-HTS в Ku-диапазоне".
Под терминалом в этом проекте понимается следящая антенная система и каналообразующее оборудование, объясняет Павел Баканов. По его словам и то, и другое оборудование уже разрабатывается и производится в России частными и государственными компаниями. Глава "Истара" уверен в том, что подобные проекты лучше начинать с маркетинговых исследований и анализа имеющихся разработок.
Вместе с тем компания раздумывает над участием в конкурсе, продолжает Павел Баканов. Компания уже серийно производит каналообразующее оборудование, совместимое со спутниками ВЭО, включая центральные станции, терминалы и системы управления. Есть и другие производители каналообразующего оборудования подобного назначения, включая госпредприятия. "В России уже сегодня целый ряд компаний производят антенны для подвижной связи с механическим наведением. Также, ведутся разработки антенных систем на базе АФАР, – приводит пример Павел Баканов. – Было бы логично собрать все это вместе и сообща найти оптимальное решение для проекта ВЭО. Цель импортозамещения и технологической независимости, также преследуемая этим проектом, может быть решена покупкой соответствующих лицензий на производство соответствующих технологий в России с постепенным замещением электронной базы на отечественную, когда она появится".
Заместитель руководителя "ВИСАТ-ТЕЛ" рассказал ComNews, что применительно к высокоэллиптическим системам HEO-HTS, к которым относится система "Экспресс РВ", совместно с партнерами "ВИСАТ-ТЕЛ" уже сформулировал технические требования и оценил возможность реализации нескольких технических решений физической реализации антенн со сканированием луча, которые могут быть приемлемы по ценовым параметрам для абонентских терминалов. Однако главный вопрос физической реализации, по словам Валентина Анпилогова, заключается в финансировании.
"Конкурс, объявленный Россвязью, казалось бы, должен стимулировать развитие таких исследований и работ, но он выглядит странным, поскольку в ТЗ не содержится требований, которые раскрывали бы сущность задачи, – делится своими мыслями замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ". – Такое ощущение от конкурсной документации, что в итоге работы нужны только "шашечки". Завершение более чем двухлетней работы (середина 2022 г.) не предполагает создание опытных образцов ФАР/АФАР и абонентских терминалов. А вопрос о разработке системы вообще повис в неопределенности".
Замглавы "ВИСАТ-ТЕЛ" сообщил ComNews, что компания пока не подавала заявку на конкурс, поскольку единого мнения о целесообразности участия в нем нет. Валентин Анпилогов добавил, что необходимо время на изучение ТЗ. "В конкурсной документации нет прямых указаний на задачу реализации абонентских терминалов для системы "Экспресс РВ" и не представлены исходные данные. Отметим, что понятие "высокоэллиптические орбиты" – это из серии "пойди туда не знаю куда", – прокомментировал он текст закупки. – Мы надеемся, что конкурсная документация (как минимум ТЗ) будет переработана применительно системе "Экспресс РВ". Тем более, что в ФГУП "Космическая связь" имеются все необходимые данные, и могут быть использованы Россвязью".
Не исключает участия в конкурсе и "Небо ГК". Однако компанию смущает тот факт, что работа называется НИР, а не ОКР. "Результатом НИР должно быть ТЗ на ОКР по перспективной абонентской станции и создание макетов узлов абонентских терминалов. По срокам завершение НИР планируется в июне 2022 г., – говорит Инесса Глазкова. – Насколько нам известно, ФГУП "Космическая связь", являющееся заказчиком системы "Экспресс-РВ", планирует развернуть группировку и приступить к эксплуатации системы в конце 2023 г. – начале 2024 г. Таким образом, остается всего полтора года на создание нового абонентского терминала по разработанному в рамках НИР ТЗ, проведение его испытаний, изготовление многочисленной партии терминалов, установку терминалов на транспортные средства для того, чтобы обеспечить готовность к эксплуатации системы "Экспресс-РВ". Это очень небольшой срок. При этом два года из трех (до ввода в эксплуатацию спутниковой системы связи) будут потрачены на НИР".
"Небо ГК" также занимается разработкой абонентских земных станций (АЗС) в Ku-диапазоне частот для работы со спутниками, находящимися на НГСО, напоминает исполнительный директор компании. Линейка станций "Неба ГК" носит название SkyKit. Речь идет о SMART-антеннах с электронным наведением и слежением за спутниками. "На первом этапе в 2020 г. "Небо ГК" планирует создать прототип электронно-механической абонентской земной станции SkyKit М1 для оказания услуг с помощью существующих спутников связи и вещания, расположенных на геостационарной орбите, – делится планами Инесса Глазкова. – В настоящее время готов макет приемного тракта антенной системы, совместно с российскими и зарубежными партнерами ведется работа по АЗС в целом". Испытания макета "Небо ГК" собирается проводить в Технопарке "Сколково" и МАИ.
Для спутниковой системы "Экспресс-РВ" "Небо ГК" планирует разработать абонентские устройства с полностью электронным наведением на спутник – SkyKit M2. "Для создания этих устройств необходима разработка нового чипсета в Ku-диапазоне. Этой сложной задачей наша компания занимается совместно с партнёром – ООО "Оптимизирующие технологии". Основные технические решения, заложенные в основу электронно-механической абонентской станции SkyKit М1, будут использованы и для разработки абонентской станции SkyKit M2 с полностью электронным наведением на спутник", – заключила Инесса Глазкова.
Анна Устинова