Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам компании Ростелеком, рассказал в свое докладе, какие цели ставит перед собой компании, и как проходит процесс цифровой трансформации в российском телекоммуникационном гиганте.
Телекоммуникационный сектор России проходит через масштабные структурные изменения. Если в 90-х годах прошлого столетия основной доход компании был от услуг связи, то в 2000-х годах к ним добавились различные цифровые сервисы, такие как Центра обработки данных, IaaS, PaaS, SaaS, а также услуги интеграции различных источников данных и управление аналитикой. В 2012 году выручка от услуг фиксированной телефонии составила 125 млрд рублей (44% от общего объема выручки), в 2017 году 78 млрд рублей (26%). По прогнозам компании, выручка от фиксированной телефонии составит в 2022 году 45 млрд рублей, это будет около 12% от общей выручки компании. Ростелеком выбрал направление развития на предоставление цифровых сервисов и развитие цифровой экосистемы, ориентированной на потребности бизнеса, населения и государства.
Борис Глазков, вице-президент Ростелеком по стратегическим инициативам
Г-н Глазков привел цифры, которых удалось достичь Ростелекому в рамках данной стратегии. На конец 2017 года выручка от проектов «Умный город/регион» достигла 15,9 млрд рублей, более 50 регионов используют решения Ростелеком для медицины или создания систем безопасности в городах. 33 млн российских домохозяйств (37% от общего числа) охвачено высокоскоростными оптическими сетями доступа, услугами интерактивного телефидения пользуются свыше 5 млн абонентов.
В планах Ростелеком на 2022 год – рост выручки от цифровых услуг и «цифровизация» внутренних и клиентских процессов. Компания расчитывает увеличить на 50% выручку от проектов «Умный город», а время выхода на рынок с новыми продуктами (Time To Market) сократить до 1-5 месяцев. Расходы на R&D составят 1% от выручки. Приоритетными направлениями развития станут платформы государственного управления, проекты в области кибербезопасности и интеллектуальный анализ данных. В рамках проектов «Умный город» будут развиваться системы видеонаблюдения, транспорт, системы повышения энергоэффективности и контроля за экологией. Цифровизация внутренних процессов затронет взаимодействие с клиентов, подбор персонала, автоматизацию операционных бизнес-процессов. Управление инфраструктурой компании будет виртуализировано.
Компания осуществляет мониторинг трендов цифровизации по различным источникам – научным публикациям, патентам, сделкам по слияниям и поглощениям и СМИ. В результате проведенного мониторинга можно выделить основные тренды цифровизации. Среди этих трендов лидируют мобильные системы связи, искусственный интеллект, электронная коммерция, интеллектуальный анализ данных и облачные вычисления.
Иван Беров, директор Ростелеком по цифровой идентичности, рассказал об опыте разработки и внедрения единой системы биометрической идентификации. Система позволяет заменить необходимость личной явки в офис компании или банка получением услуг по дистанционным каналам связи. В рамках системы созданы правовые условия и технологическая возможность получения согласия на использование персональных данных дистанционно. К преимуществам созданного технологического комплекса г-н Беров отнес использование отечественной криптографии в дистанционных каналах обслуживания. На данный момент к системе подключаются банки, в будущем предполагается использование электронного профиля гражданина для оказания различных цифровых услуг.
По заявлению представителей Ростелеком, система идентификации позволяет определить «живого человека», осуществляет безопасное хранение и передачу данных по защищенным каналам связи. Дополнительно предусмотрен модуль аномалий, выявляющий нестандартное поведение или отклонение от заданных шаблонов и моделей. На сегодняшний день в качестве используемых типов биометрии выбраны лицо человека и его голос, в будущем источники могут быть расширены на использование поведения, рисунка вен ладони/пальца, радужной оболочки глаза, ДНК, отпечатков пальцев. Выбор лица и голоса обусловлен массовым распространением эти технологий, в частности необходимые для использования на стороне клиента камера и микрофон встроены в современные смартфоны, планшеты и персональные компьютеры. Для использования биометрии пользователю необходима подтвержденная учетная запись в Госулугах. Банки, которые начали использование биометрии, могут при необходимости оказать помощь в регистрации такой записи. На данный момент сбор и первичную регистрацию биометрической информации осуществляют уже более 150 банков в 450 городах России, дистанционное оказание услуг (например, открытие счетов или вкладов) по биометрической идентификации клиента осуществляют Почта-банк, Альфа-банк, Тинькофф, Райффайзенбанк и Совкомбанк.
В рамках «Клуба директоров» ряд банков продемонстрировали свои решения на основе биометрической идентификации. В частности, были развернуты стенды Почта-Банк и банка Тинькофф. Представители этих банков отметили, что клиенты могут использовать биометрию для идентификации и получения услуг. Однако они не смогли ответить, сколько клиентов уже пользуются такой возможностью, и какое суммарное количество новых клиентов им удалось получить за счет внедрения этих технологий. Представители крупнейшего финансового института России – Сбербанка – не показывали своих решений по идентификации в рамках «Клуба директоров». Сбербанк начал процесс сбора биометрических данных в своих отделениях, однако вход в мобильное приложение Сбербанка по биометрии на данный момент не предусмотрен. Можно предположить, что скорость внедрения систем биометрической идентификации и удаленного оказания услуг по биометрии будет зависеть от внедрения данных технологий «зеленым гигантом».