О запуске проекта, задуманного в 2008 году в администрации тогдашнего президента Дмитрия Медведева, РБК рассказал представитель «Ростелекома» Андрей Поляков. Поисковик, который будет располагаться по адресу sputnik.ru, разрабатывается ООО «Спутник», 100‑процентным дочерним предприятием государственного оператора связи «Ростелеком».
Поляков уточнил, что в понедельник вечером в «Ростелекоме» состоялась закрытая встреча, на которой несколько независимых экспертов получили доступ к новому поисковику, чтобы дать ему свою оценку перед официальной презентацией. Кто именно тестирует поисковик, он отказался уточнить.
Идея создания национального поисковика появилась шесть лет назад во время вооруженного конфликта в Южной Осетии, рассказал РБК депутат Госдумы Илья Пономарев. По его словам, в администрации Медведева впервые обратили внимание на то, каким образом материалы СМИ располагаются в поисковой выдаче и как это влияет на общественное мнение. «Тогда показалось, что Россия проиграла информационную войну, так как в «Яндексе» выдавались в первую очередь прогрузинские материалы СМИ. В Интернете тогда доминировала антироссийская позиция, в том числе среди российских пользователей», — говорит Пономарев. После этого на уровне Владислава Суркова, тогда — первого заместителя руководителя администрации президента, было принято решение создать государственный поисковик, который можно было бы контролировать, рассказывает депутат. Однако, по его словам, инициатива перешла в другую плоскость: на информационную картину было решено воздействовать с помощью ботов — специальных программ, которые могут влиять на выдачу информации в поиске.
Но команда бывшего министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева подхватила проект государственного поисковика, руководствуясь экономической составляющей: из Минкомсвязи проект перешел в «Ростелеком», добавил Пономарев. Он не верит, что поисковик будет существовать наравне с другими игроками на рынке, так как у него нет никаких конкурентных преимуществ.
«Ростелеком» приглашал на работу сотрудников «Яндекса» и Mail.ru Group, писала газета «Ведомости». Подробности запуска «Спутника» им неизвестны, утверждают представители этих интернет-компаний.
Глава по разработке продукта Sputnik.ru Михаил Козлов не ответил на вопрос РБК о том, каким образом будет продвигаться новый поисковик.
В апреле вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов отмечал, что «Спутник» станет поисково-сервисным порталом. Рассуждая про инвестиции, он отметил, что вложения в «Спутник» окажутся меньше, чем в сервис заказа такси GetTaxi: в 2013 году этот сервис объявлял, что совокупно получил от инвесторов 52 млн долл.
Основатель компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов считает, что «Спутник» не должен напрямую конкурировать с «Яндексом» или Google. Это должен быть чистый поисковик — без рекламы или роликов «для взрослых», который государство сможет предустанавливать на компьютеры в школах, госорганизациях, в публичных местах — на вокзалах, в поездах «Сапсан» или в информационном киоске метро, утверждает Ашманов. По его словам, в этом случае «Спутник» наберет несколько миллионов пользователей. Поскольку проект живет на государственные деньги, первое время он может позволить себе не зарабатывать на рекламе, считает бизнесмен. Он оценивает ежегодные инвестиции «Яндекса» в поиск в 200–300 млн долл.
По данным LiveInternet, в апреле 2014 года доля «Яндекса» на российском рынке поиска составляла 62%, Google — 27,6%, Mail.ru — 7,7%.
В «Яндексе» РБК рассказали, что на данный момент компании неизвестно, что именно имеется в виду под «Спутником» и какие возможности будет предоставлять пользователям этот проект. «Мы всегда выступали за конкуренцию — конечно, если она ведется честными рыночными методами», — заявила представитель компании Ася Мелкумова.
«В самом «Спутнике» считают, что его основной аудиторией станут люди, которые работают в государственных учреждениях», — сказал вице-президент и технический директор Mail.Ru Group, руководитель бизнес-юнита «Поиск» и E-commerce Владимир Габриелян.
Представитель Google в России Светлана Анурова отметила, что в компании пока незнакомы с госпроектом.
Самые очевидные источники денег для «Спутника» — это контекстная и медийная реклама, говорит руководитель департамента цифрового контента J’son & Partners Consulting Роберт Меликсетян. По его словам, сделать качественный поисковик сейчас сложно из‑за проблемы релевантности выдачи на конкретный поисковый запрос пользователя. «Существующие лидеры — «Яндекс» и Google — работали над улучшением релевантности долгие годы, не только совершенствуя алгоритмы, но и привлекая живых людей. Также у них накоплен большой и успешный опыт борьбы с «мусорными» сайтами в Интернете, с «черной» оптимизацией». Неизвестно, насколько успешно решит данные задачи новый поисковик», — отметил эксперт.
Ирина Юзбекова