Валентин Макаров, президент РУССОФТ, привел цифры по российской индустрии программного обеспечения за 2018 год. По предварительным данным, оборот сервисных компаний за 2018 год составил $7,37 млрд, рост по сравнению с предыдущим годом составил 26%. $5,3 млрд составили продажи за рубеж (+26%), объем реализации на внутреннем российском рынке $2,06 млрд (+25%). Оброт продуктовых компаний составил $8,88 млрд, рост по сравнению с 2017 годом 12%. Из них $4,7 млрд пришлось на зарубежные продажи (рост +14%), а $4,14 на внутренний российский рынок (рост +8%).
Эти цифры разительно отличаются от данных по российской экономике в целом, которая находится в глубокой стагнации. Все присутствующие компании были полны оптимизма, и прогнозируют рост и в 2019 году. Сдерживающим фактором является «кадровый голод» – найти квалифицированных специалистов становится всё сложнее, а обученные внутри компании специалисты часто переходят к конкурентам.
Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «Аплана», отметил необходимость кооперации усилий российских компаний. Реализация таких проектов, как «Умный город», требует координации работы самых разных игроков. От реализации отдельных элементов решений и инфраструктуры необходимо перейти к созданию сложных решений, в том числе создать стек из российских технологий. По мнению г-на Яппарова, традиционные системные интеграторы больше не интересны заказчикам. ИТ компаниям необходимо сконцентрироваться на разработке и внедрении собственных сервисов, например таких, как облачные решения.
Тагир Яппаров, председатель совета директоров «Аплана»
Никита Уткин, председатель технического комитета по стандартизации “Киберфизические системы” и руководитель программ АО «РВК», акцентировал внимание на разработке национальных стандартов в области информационных технологий, а также на участие России в процессе стандартизации на международных рынках. В ноябрь 2019 года в России пройдет заседание подкомитет ISO по технологиям Интернета вещей, в котором примут активное участие российские компании.
Александр Глазков, управляющий директор «Диасофт», рассказал о трендах в разработке программного обеспечения в банковском секторе. Многие российские банки отказываются от «домашних» (in-house) разработок в пользу готовых решений, предлагаемых специализированными компаниями. Трендом является использование микросервисной архитектуру. Процесс импортозамещения в банковском секторе идет, но не так быстро, как хотелось бы. Причины, по его мнению, в том, что стек, на котором ведут разработки такие банки, как Сбербанк, ВТБ и ряд других - не открытый. По словам г-на Глазкова, необходимы усилия по разработке и стандартизации российского программного стека.
Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО», рассказал об опыте компаниипо внедрению ОС Альт и адаптации ПО к различным платформам.
Операционная система Альт выпускается, помимо архитектуры Intel, для RISC-платформ с архитектурой ARM, MIPS, Power, а также отечественных процессоров Байкал и Эльбрус.
Алексей Смирнов, генеральный директор компании «Базальт СПО» (разработчик ОС Альт)
С его точки зрения, на данный момент в России приняты нормативные акты, обеспечивающие преимущества отечественных программных решений. А толчком для ускорения внедрения российских разработок послужили санкции, с которыми реально столкнулись российские компании. Из примеров успешного внедрения решений компании он отметил ЦОД Федеральной налоговой службы. Другое масштабное внедрение – это автоматизированные рабочие места для органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Суммарно было внедрено около 16000 рабочих мест.
Мария Рукавишникова, генеральный директор компании GetMobit, рассказала о гибридной аппаратно-программной платформе, работающей по технологии Smart Workspace. По её словам, исследовательская компания Gartner выделила такого рода решения в отдельный сегмент. Новая модель организации рабочих пространств реализуется вокруг сотрудника (workforce centric), происходит смещение в сторону «гуманного офиса». На данный момент у GetMobit проходит 20 проектов в стадии апробации. По словам г-жи Рукавишниковой, драйверами происходящих в компаниях процессов цифровой трансформации являются облачные технологии и виртуализация. Также большое влияние оказывает использование сотрудниками смартфонов в корпоративном пространстве.
Мария Рукавишникова, генеральный директор и основатель GetMobit
Владимир Рубанов, управляющий директор компании «Росплатформа», отметил, что ранее «команда на импортозамещение была, но она была не твердая». Теперь же вышли конкретные методические рекомендации (например, от Минкомсвязи), и процесс импортозамещения пошёл. В первую очередь он сейчас затрагивает госкорпорации и компании с госучастием.
Один из успешных примеров – это система ЗАГС, которая выполнена на российской платформе, без использования «дорогих импортных серверов».
Юрий Овчаренко, заместитель генерального директора EPAM, отметил, что 3-й квартал 2018 года рост продаж компании составил 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Результаты целиком за 2018 год будут представлены в середине февраля. Рост численности персонала EPAM составил ориентировочно 3597 человек. Основные направления, где рос бизнес компании – это банки (28,3%), медиа (27%), медицина (31%). Россия составляет в бизнесе компании всего 4,46%, на Северую Америку приходится 58,89%, на Европу – 34,01%, на Азиатско-тихоокеанский регион – 2,62%.
Ключевым направлением г-н Овчаренко считает развитие open source систем, 600 сотрудников компании работают с GitHub. Среди заказчиков EPAM также наблюдает постепенный переход на open source.
Николай Пунтиков, председатель совета директоров First Line Software, рассказал что больше половины бизнеса компании приходится на Америку. Основой успеха он считает клиентоориентированность, и способность подстроиться под специфические требования заказчиков. Если заказчик не может заключить контракт из-за размещения разработчиков в «небезопасном месте» (unsafe location) — компания открывает офисы в «безопасных» местоположениях.
Вместе с тем он отметил, что «чековая книжка» находится теперь у менеджеров среднего звена (заказчики из Америи), что упрощает процесс принятия решений и их скорость. В России решения по-прежнему принимают топ-менеджеры.
Участники Пресс-клуба'19 РУССОФТ