В 2016 году рынок платного ТВ остался одним из немногих рынков связи, продемонстрировавших стабильный рост. Несмотря на то, что темпы подключений продолжали снижаться, все же они остались сравнительно высокими, составив 3,6%. Объем рынка, по оценкам «ТМТ Консалтинг», вырос за год почти на 10% до 73,7 млрд руб. Число абонентов платного ТВ составило 41,2 млн, проникновение услуги
приблизилось к 73%.
Рынок платного ТВ - 2016, предварительные итоги
На росте выручки продолжали сказываться повышение тарифов, происходившее в течение 2015 года, а также рост потребления дополнительных услуг цифрового телевидения – таких, как видео-по-запросу, мультискрин, интерактивные сервисы, подключение дополнительных пакетов телеканалов. Как следствие, средний счет на одного абонента (ARPU) вырос за год в среднем по рынку на 5% со 145 руб. до 152 руб. Число подписчиков за год увеличилось на 1,4 млн домохозяйств, при этом 70% новых подключений пришлось на технологию IPTV. Темпы роста спутникового ТВ в 2016 году заметно снизились: число новых абонентов составило всего 450 тыс. против 830 тыс. в 2015 году. К IPTV, напротив, подключилось больше абонентов, чем годом ранее (1,06 млн против 1,0 млн). Произошло это благодаря «Ростелекому», который строит оптические линии связи в небольших населенных пунктах и подключает их жителей к цифровым услугам.
Отток в КТВ несколько сократился по сравнению с тем, что был годом ранее: число абонентов в 2016 году снизилось на 0,4% (-1,3% в 2015 году). В результате к концу 2016 года доля кабельного телевидения в структуре абонентской базы снизилась на 2 п.п., доля спутникового ТВ – на 1 п.п., соответственно, доля IPTV выросла на 3 п.п.
Продолжались процессы консолидации рынка: в то время как все крупнейшие операторы продемонстрировали пусть небольшой, но рост, суммарная абонентская база прочих игроков сократилась. Отток не был столь внушительным, как в 2015 году, когда он составил свыше 200 тыс., тем не менее, отключились или перешли к федеральным операторам около 70 тыс. абонентов. В результате доля пяти крупнейших операторов возросла до 74%.
Два крупнейших оператора из ТОП-5 – «Триколор ТВ» и «Ростелеком» - привлекли в прошедшем году основное число новых абонентов. На их долю пришлось 73% всех новых подключений, при этом на долю одного только «Ростелекома» - 53%. По итогам года оператор стал самым быстрорастущим среди крупнейших операторов, потеснив занимавшего эту позицию несколько лет подряд спутникового оператора «Орион-Экспресс».
На 180 тыс. выросла абонентская база еще одного федерального оператора – «ЭР-Телекома», большой вклад в его рост внесли новые приобретения.
«Орион-Экспресс», хоть и утратил позицию самого быстрорастущего оператора, все же показал значительную прибавку в численности абонентской базы – она составила 153 тысячи.
Компания МТС повторила картину развития прошлого года: рост происходил в основном за счет развития услуги IPTV в столице.
В Москве на долю 4 крупнейших операторов в конце 2016 года приходилось 91% всех абонентов платного ТВ. Наиболее высокие темпы роста (около 29%) продемонстрировал оператор IPTV МГТС (дочерняя компания МТС). За год компания подключила 100 тысяч новых абонентов. Поскольку суммарная абонентская база в Москве выросла на 92 тысячи, среди новых пользователей МГТС – в том числе и те, кто перешел к ней от других операторов.
Можно ожидать, что в 2017 году темпы роста абонентской базы продолжат снижаться: проникновение услуги сравнимо с показателями европейских стран, к тому же на динамике негативно сказываются все большая доступность цифрового эфирного вещания и распространение телевизионных интернет-сервисов (в частности, интернет-вещания ведущих эфирных телеканалов). В результате к концу 2017 года число абонентов платного ТВ в России может составить 42,0 млн.
Темпы роста выручки также снизятся: закончится влияние на рынок волны повышения тарифов 2015 года, в дальнейшем рост ARPU будет происходить в основном за счет более активного использования абонентами дополнительных сервисов. Объем рынка, по прогнозам ТМТ Консалтинг», по итогам 2017 года превысит 76,8 млрд руб.